Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО), особая административно-территориальная единица, в пределах к-рой расположены пром. предпр. по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и др. мат-лов, воен. и иные объекты с особым режимом безопасности и охраны гос. тайны. Законом РФ от 14 июля 1992 «О закрытом административно-территориальном образовании» установлено, что все существующие в РФ адм.-территориальные образования (города и поселки), созданные в соответствии с указом Президиума Верх. Совета РСФСР как закрытые, приобретают статус ЗАТО. Решение о создании ЗАТО с установлением его адм. подчиненности принимается Президентом РФ (ранее — Верх. Советом РФ) по представлению Прав-ва РФ. К ЗАТО в Челябинской обл. отнесены гг. Снежинск, Озерск, Трёхгорный и пос. Локомотивный. Представительные органы местного самоуправления пос. Локомотивного (ст. 4, п. 2) наделены правами органов местного самоуправления города. Терр. и границы ЗАТО определяются особым режимом безопасности функционирования предпр. и (или) объектов и потребностями развития населенных пунктов и устанавливаются указом Президента РФ. Эти особенности учитываются в специфике деят-сти органов местного самоуправления. При принятии решения об упразднении ЗАТО (с учетом предложений органов местного самоуправления и гос.) определяются этапность и сроки снятия особого режима, включающего спец. условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки гос-вом населения на период реорганизации ЗАТО (см.: Административно-территориальное устройство Челябинской области; Административно-территориальные преобразования Челябинской области). Стр-во практически на всей терр. страны закрытых городов осуществлялось по решению союз. прав-ва в системе Мин-ва ср. машиностроения (позднее Мин-ва по ат. энергетике) и Мин-ва обороны СССР. Большинство из них появилось сразу же после Великой Отечественной войны, нек-рые — в 1950-е гг. Их основу составляли НИИ, КБ, опытные заводы, испытат. полигоны. Науч. поиск, уник. техн. решения, совр. техн. оборудование, высококвалифицир. кадры ученых, инженеров и рабочих, способных выполнять самые сложные программы,— все это обусловливало исключительно высокий науч.-техн. и опытно-производств. потенциал закрытых городов (к этой категории было отнесено 47 поселений с почти 1,5 млн жит.). В первые годы стр-ва городов их жит. запрещалось привозить родственников и знакомых, выезжать за его пределы, тем более — за границу. Мин-во ср. машиностроения имело статус самостоятельности и автономности практически во всех сферах жизнедеятельности — производств., социальной, культ., правовой и т. д. (существовали самостоят. профсоюз, закрытые и полузакрытые науч., уч. ин-ты или факультеты, система Госснаба, самостоят. ветвь Госстроя, управления в медицине, закрытые представительства в орг-циях, учреждениях культуры и общесоюз. ведомствах). Отсутствие определ. социальных удобств для жит. подобных городов компенсировалось более высокой заработной платой и улучш. снабжением, хорошо развитыми комплексами мед. и социальных услуг, повыш. комфортностью проживания. По уровню бытового обслуживания населения города системы превосходили Москву, Ленинград, обл. центры. Распоряжением Прав-ва РФ от 4 янв. 1994 были обнародованы назв. закрытых городов с указанием числ. населения. В ЗАТО проживало, как правило, от 40 тыс. до 107 тыс. чел. Большинство ЗАТО — спутники крупных гор. центров — Екатеринбурга, Чел., Красноярска, Томска, Пензы, Ниж. Новгорода. Границы ЗАТО могли не совпадать с границами субъектов РФ или иных территориальных образований. В ведение органов местного самоуправления ЗАТО были переданы др. насел. пункты, располож. на их терр. По действовавшему законодательству ЗАТО находились в ведении федеральных органов гос. власти, к-рые решали, по согласованию с местными властями, вопросы границ ЗАТО и земель, отводимых предпр. или объектам, определяли полномочия субъекта РФ (области) в отношении ЗАТО.