Жилищный фонд, совокупность индивид. домов, жилых квартир и комнат (со вспомогат. помещениями), находящихся как в жилых домах, так и в нежилых строениях, но имеющих жилые помещения. До нач. 1940-х гг. текущая статистика о наличии Ж. ф. в Челябинской обл. не велась. Площадь Ж. ф. оценивалась по результатам переписи населения, к-рая охватывала города и поселки гор. типа. Так, на 2 янв. 1937 Ж. ф. городов и поселков гор. типа составлял 2768 тыс. м2; более 36% (999 тыс. м2) Ж. ф. находилось в личной собственности граждан. С 1937 по 1940 шло активное жил. стр-во. За эти годы площадь гор. Ж. ф. выросла почти вдвое. На нач. 1941 весь Ж. ф. Чел. обл. составлял 5902 тыс. м2, в т. ч. 5440 тыс. м2 — гор. В ср. на 1 жит. тогда приходилось 3,6 м2 общей площади. Причем в гор. местности этот показатель составлял 4,8 м2, а в сел.— 0,6 м2. С 1940 по 1990 Ж. ф. Чел. обл. увеличился почти в 10 раз (с 5902 до 56 841 тыс. м2). Следует отметить, что фонд жилья в сел. местности за эти годы вырос в 22,2 раза. Наибольший прирост Ж. ф. Чел. обл. отмечался в 1970—90. В этот период он рос в ср. на 1,364 тыс. м2 в год, в осн. за счет активного стр-ва обобществл. жилья (см. табл. 1). Доля Ж. ф., находящегося в собственности граждан, в это время сократилась с 39,3% (1941) до 18,6% (1991). Начиная с 1990-х гг. жил. политика в России претерпела существ. изменения. Суть реформирования сводится в первую очередь к приватизации Ж. ф. путем его передачи на безвозмездной или платной основе в собственность населения. Это происходит в условиях легализации и развития рынка жилья на основе его свободной купли-продажи, расширения арендных отношений (с возможным последующим выкупом жилых помещений). Ж. ф. Чел. обл. на 1 янв. 2006 составил 72 771 тыс. м2 общей площади: по сравнению с 1990 он вырос на 28,0%, с 2000 — на 6,4%. Определ. элементы рыночных отношений имели место в жил. сфере и до нач. 1990-х гг. (напр., при купле-продаже индивид. жилья), однако в тот период осн. роль в стр-ве и распределении подавляющей части Ж. ф. принадлежала гос-ву. Ориентиром для этого служили социальные нормы (стандарты) в обеспеченности жильем населения в целом и отд. социальных групп (категорий). При этом, как правило, не учитывались величина доходов, желание и возможность приобрести второе жилье и т. д. В настоящее время положение кардинально изменилось. При сохранении и уточнении социальных нормативов обеспеченности жильем роль гос-ва значит. уменьшилась (в Челябинской обл. в 2005 гос. Ж. ф. по сравнению с 1990 сократился в 21,4 раза, по сравнению с 2000 — на 36,0%). Одноврем. возросло значение частного сектора в рыночном обороте Ж. ф. (с 1990 частный Ж. ф. вырос в 4,3 раза, за 2005 — на 10,2%). За последние годы было снято большинство ограничений по свободной купле и продаже жилья, аренде и сдаче в наем, кредитованию стр-ва и приобретения квартир, участию населения в жил.-строит. кооперативах, различных паевых товариществах, инвестиционных фондах, АО и т. д. В Челябинской обл. преобладает Ж. ф., построенный после 1945, причем ок. половины жилых зданий построено в 1946—70, в них проживает ок. 41,7% населения. В Магнитогорске аналогичный Ж. ф. составляет 79,4%, в Коркино — 78,4%, в Сатке — 76,1%. Доля старого Ж. ф. постепенно сокращается. Если в 2001 уд. вес домов, построенных до 1946, составлял 17,3%, то на кон. 2005 — 17,1%. Построенные в 1921—45 дома составляют 13,0% всех жилых зданий Чел. обл. В Карабаше, Кыштыме, Нязепетровском районе — это каждый 3-й дом; в Катав-Ивановске, Сатке, в Нагайбакском районе) — каждый 4-й. Более 4% жилых зданий составляют дома, построенные ранее 1920. Особенно мн. таких зданий в В. Уфалее (25,6%), Кизил. (19,6), Чесм. (14,0) р-нах, Миассе (12,3), Каслях (11,5%). Из-за неэффективности системы хозяйствования продолжается ветшание Ж. ф. На 1 янв. 2006 подлежали сносу как ветхие и аварийные 16,1 тыс. домов, общая площадь к-рых составляла 1031,7 тыс. м2 (1,4% всего Ж. ф.). За 2005 их площадь сократилась на 8,2%. При существующих масштабах стр-ва [в 2005 было введено в эксплуатацию (без учета индивид. стр-ва) 596 тыс. м2 жилья] только для переселения граждан из ветхого и аварийного Ж. ф. потребуется ок. 2 лет. В 2005 по ветхости и аварийности было снесено 27,2 тыс. м2, что составляло лишь 2,4% Ж. ф. этой категории, зарегистрир. на нач. 2005. Ветшание Ж. ф. происходит из-за недостатка средств на ремонт. Ежегодно ремонтируется ок. 2—4% Ж. ф., за 2005 было отремонтировано 821,1 тыс. м2 общей площади жилых домов, в т. ч. 30,3% помещений в квартирах (см. табл. 2). Обеспеченность граждан РФ жилой площадью отстает от мн. развитых гос-в мира. В большинстве индустр. стран миним. уровень обеспеченности жильем составляет 40—50 м2 общей площади на 1 жит., в России — 20,8 м2, в Челябинской обл. в ср. 20,6 м2 (2006). На 1 сел. жит. приходится 19,9 м2 общей площади против 20,8 м2 в гор. поселениях. Среди городов и районов Чел. обл. 1- е место по обеспеченности населения жильем занимает Троицкий р-н (27,2 м2 на 1 жит.), 2- е — Чесм. р-н (25,1 м2), 3-е — Катав-Ивановск (23,1 м2). Самый низкий уровень обеспеченности жильем в Увельском районе, где на 1 жит. приходится лишь 17,2 м2 общей площади, и в Троицке (17,6 м2). Нац. проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2006—2010 предусматривает «...обеспечение комфортных условий проживания граждан...», а это значит. что в квартирах должна быть круглосуточно горячая и холодная вода, качество к-рой должно соответствовать сан. нормам, температура внутри помещения не должна быть ниже 18 °C. Кроме того, должны быть обеспечены отличное состояние дворовых терр. и внутриквартальных дорог, своеврем. уборка мусора и мн. др. В Челябинской обл. в настоящее время часть Ж. ф. (особенно построенного до сер. 1960-х гг.) не соответствует сов. нормам. В гор. поселениях лишь 79,4% Ж. ф. относится к благоустроенным (см. табл. 3). Каждая 5-я квартира не оборудована горячим водоснабжением, каждая 8-я — холодным водоснабжением и канализацией, каждая 9-я — отоплением. По-прежнему уровень благоустройства жилья в сел. местности ниже, чем в гор. поселениях. Всеми видами благоустройства обеспечено только 21,6% сел. Ж. ф. Ванна (душ), горячее водоснабжение, напольные электроплиты имеются в 31,2% Ж. ф. в сел. местности. В ряде городов и районов Чел. обл. благоустройство жилья заметно выше среднеобл. уровня. В Чел. и Магнитогорске уд. вес жилой площади со всеми видами благоустройства превышает среднеобл. показатель на 20—23 процентных пункта (п. п.); в Златоусте, Кыштыме, Миассе, Чебаркуле, Южноуральске — на 4—12 п. п. Значит. ниже благоустройство Ж. ф. в Октябрьском районе (уд. вес жилплощади с благоустройством составляет менее 1%). В Еткул., Кунашак., Троицком р-нах доля неблагоустроенного Ж. ф. в 7 раз выше, чем в целом по Челябинской обл. На учете в качестве нуждающихся в жилье по договорам социального найма на 1 янв. 2006 состояло 75 тыс. семей, из них 11,6 тыс. (15,5%) проживало в ветхом и аварийном Ж. ф., 11,5 тыс. (15,3%) — в общежитиях, 9,4 тыс. (12,5%) — в коммунальных квартирах. На учете на получение жилья 10 лет и более состоит 24,7 тыс. семей (32,9%) (см. табл. 4). Значительная часть очередников имеет право на получение жилья за счет средств действующих федеральных целевых программ. Вместе с тем число семей, получивших жилую площадь и улучшивших жил. условия, до 2003 ежегодно сокращалось. Рост наметился только с 2004. За 2005 в Челябинской обл. получили жилье 4449 семей, что в 6,9 раза меньше, чем в 1991, но на 12,0% больше, чем в 2004. Из получивших в 2005 жилье и улучшивших свои жил. условия 116 семей инвалидов Великой Отечественной войны, погибших военнослужащих и семей, приравн. к ним; 75 семей участников Великой Отечественной войны, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; 9 семей военнослужащих-ветеранов Афганистана; 203 семьи военнослужащих, увол. в запас или отставку; 76 многодетных семей; 631 молодая семья; 31 семья, чл. к-рых принимали участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 28 семей беженцев; 30 — вынужд. переселенцев. Доля вышеперечисл. категорий льготников составила 26,9% общей числ. семей, нуждающихся в жилье по договорам социального найма. В рамках реализации меропр. подпрограммы «Выполнение государством обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» предусмотрены безвозмездные субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета семьям военнослужащих, сотрудников органов внутр. дел, подлежащих увольнению с воен. службы, и приравн. к ним лиц; семьям граждан, увол. с воен. службы, и приравн. к ним лиц, в т. ч. из воен. городков; семьям граждан, подлежащих отселению с терр. комплекса Байконур; ликвидаторам последствий радиационных аварий и катастроф; вынужд. переселенцам; семьям граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и местностей, приравн. к ним. В 2005 в Челябинской обл. 812 семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, купили квартиры. Из них 229 семей (28,2%) приобрели жилье на средства федеральных субвенций, 250 семей (30,8%) — по ипотечному кредитованию. Несмотря на то что число желающих улучшить свои жил. условия с каждым годом растет, в области идет процесс уменьшения числа очередников (1991 — 296,8 тыс. семей, 1995 — 191,8 тыс., 1999 — 145,3 тыс., 2000 — 131,4 тыс., 2004 — 118,4 тыс., 2005 — 75,0 тыс. семей), что свидетельствует о функционировании рынка жилья, получении жителями области новых возможностей для его приобретения.