Златоустовская гравюра на стали: технология художеств. обработки металлич. поверхности, возникшая как иск-во украшения холодного оружия на Златоустовской оружейной фабрике; изделия, получ. в результате применения этой технологии. От офорта заимствована операция обработки поверхности к-той, от резцовой гравюры — процарапывание рис. по лаку стальной иглой. Рис. м. б. получен фотогр. путем и затем обращен в клише, пригодное для печатания. Златоуст. художниками-граверами используются кисть для нанесения лака на металлич. поверхность рис., тонкая стальная игла — для работы по лаку, штихель или резец — для выполнения т. н. подрезки (к-рая служит для выделения контура рис., придания большей выразительности орнаменту). В З. г. применяются серебрение, никелирование (гладко полиров., шлифов. сталь), золочение (гладко шлифов. медь или латунь), а также воронение или синение, когда в зависимости от замысла автора тот или иной фрагмент убранства стального изделия (клинок, панно) подвергается нагреванию до определ. темп-ры, т. н. цвета побежалости. Как дополнит. художеств. элемент используется травленый, матовый фон (латунь, никель). На начальном этапе златоуст. художеств. оружие было результатом сотворчества металлурга-инженера, коваля, мастера-оружейника, художника-гравера, скульптора, резчика по дереву и кости, мастера камнеобработки, ювелира-огранщика. Появление гравирования на стали в Златоусте было предопределено ист. развитием Златоустовского завода, на к-ром к кон. 18 в. была создана металлург. и металлообр. база. Владелец завода А. А. Кнауф привлек на Златоуст. оружейную ф-ку выходцев из Западной Европы. Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков были немецкие мастера худ.-оружейники Шафы, применявшие традиционную технику нанесения рис. на клинок: покрыв предварительно всю поверхность стального клинка лаком, процарапывали стальной иглой рис., к-рый заполнялся смесью ртути и золота (в результате чего образовывались необычные оттенки амальгамы). В качестве сюжетов использовались узоры античного орнамента. Шафы, до 1818 являвшиеся единств. мастерами вытравки и позолоты клинков на фабрике, обучили иск-ву гравюры на металле рус. оружейников, помогли наладить пр-во украш. холодного оружия. Складывался отличный от утвердившегося в Европе т. н. златоуст. стиль. В 1816 первая партия новой продукции была отправлена в С.-Петербург, где получила высочайшее одобрение. Рус. мастера — И. Н. Бушуев, П. А. Тележников (см. Тележниковы), Е. Н. Бушуев (см. Бушуевы), И. П. Бояршинов (см. Бояршиновы) и др.— усовершенствовали способ выполнения рис., впервые применив кисть для нанесения на металлич. (стальную) поверхность рис. лака. Основоположником традиций златоуст. школы авторского украш. холодного оружия и традиций техники художеств. убранства металла явился И. Н. Бушуев, усложнивший технолог. процесс, использовав в нем неизв. немцам приемы обработки и украшения металла: просечку, гранение, чеканку, полировку. Рис. Бушуева отличался рельефностью и более тонкой проработкой. В художеств. стилистике его произв. органично сочетались приемы рококо и классицизма. Батальные сцены, посв. героич. событиям Отечественной войны 1812, впервые обогатили З. г. нац.-патриотич. содержанием. От привычных орнамент. узоров Бушуев перешел к развернутым сюжетным композициям, в убранство клинка ввел античный декор. Прибегал к аллегориям, изображая греч. богов или мифологич. героев, воспевая геройство и мужество рус. воинов, славу рус. оружия (шпажный клинок 1823; кортик охотничий произвольного образца 1820-х гг.; клинок офицерской шашки произвольного образца 1820-х гг.; сабля офицерская 1824). Бушуев первым из мастеров З. г. использовал сюжет, повествующий об осн. моментах изготовления оружия,— от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов (парадная сабля 1824, преподнес. англ. полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург). Бояршинов, как и Бушуев, обратился к производств. теме (клинок сабли офицерской 1834). Используя традиционную технику травления и золочения «через огонь», освоил новейшие приемы обработки стальной поверхности (синение и воронение). В художеств. оформлении холодного оружия появились жанровые сюжеты — изображения охотничьих сцен, местной флоры и фауны. В 1820—30-е гг. при изготовлении клинков создавались сложные сюжетные композиции на мифологич. и батальные темы. Лучшая работа первых златоуст. мастеров — стальной комплект «Древнее вооружение», в к-ром сочетаются все способы техники З. г., впервые были применены просечные и ограночные работы. В середине 19 в. отсутствие гос. заказов привело к уходу с фабрики мн. потомств. мастеров. Был налажен выпуск бытовых предметов: подносов, ларцов, подсвечников, столовых приборов и др. После отъезда П. П. Аносова (1847) цех украш. оружия по распоряжению петерб. начальства был временно закрыт, художники переведены на рисовку и выпуск надписей на штатном оружии. В год украшалось 40—50 клинков. Во 2-й пол. 19 в. в связи с расцветом рус. реалистич. иск-ва в орнамент. украшение клинков художники ввели реалистич. изображение отеч. флоры. Превалировало иск-во орнаментации. Возродились сюжетные изображения на клинках. Оружие украшалось стилиз. растит. орнаментом, выполн. в различной технике (вытравкой, золочением, просечкой, насечкой золотом и серебром). В кон. 1860-х гг., в связи с проводившимися в России реформами, началось возрождение З. г. В значит. степ. подъему пр-ва способствовала адм. деят-сть нового управителя завода П. М. Обухова. Фабрика вновь стала получать многочисл. заказы на украшение холодного оружия. Ассортимент изделий расширился за счет изготовления бытовых предметов — столовых приборов, портсигаров, спичечниц, топориков, сувениров, имевших массовый рыночный спрос. Мастера нового поколения (М. Петухов, Н. Серовиков, А. П. Агарков, А. Ларионов, М. Л. Мешалкин) восстановили мн. профес. приемы, обогатив их совр. техникой гальванопластики и золочения «через огонь». На рубеже 19—20 вв. традиции З. г. были продолжены Я. Д. Варламовым, Г. Л. Зайцевым, В. А. Киселёвым, И. Д. Клюевым, А. И. Королевым, В. Н. Костроминым, С. К. Недорезковым. В нач. 20 в. под влиянием модернистского направления в орнаменте стали преобладать бытовые, реалистич. элементы; рукояти клинков приобрели черты вычурности. Златоуст. художники стали применять т. н. стили (при использовании неск. элементов составлялся узор, к-рый должен был вместить все многообразие орнамента к.-л. народа) — тур., рус., франц. Поиски новых форм украшения бытовых предметов шли параллельно с поисками нового содержания изделий, рассчит. на широкий круг потребителей различных слоев населения. Оружейная ф-ка выпускала столовые приборы, ножи для бумаги, топоры, спичечницы. В 1919 возродилось пр-во клинков. Украш. орнаментом, надписями и миниатюрами, они преподносились бойцам Красной Армии как именное оружие (наградная шашка с надписью «От Златоустовского Горсовета в 7-ю годовщину РККА: Бойцу РККА тов. Лобаеву Н. За участие в непрерывных боях гражданской войны», 1925). (См. также Наградное и памятное оружие.) В 1920—30-е гг. украшались преим. декоративные топорики, ножи для бумаги, столовые приборы, именное подарочное оружие. На характер украшения изделий наложили значит. отпечаток идеологич. приоритеты Сов. гос-ва. Орнамент был заменен пейзажами (в т. ч. индустр.), портретами вождей. Появились настольные и настенные пластины. Первым ввел в З. г. сов. тематику Д. Е. Яковлев (значок Всерос. союза рабочих металлистов, 1923). В качестве почет. наград лучшим рабочим вручались украш. топорики, на к-рые наносились виды урал. природы, панорама Златоустовского завода, портрет В. И. Ленина. В 1930—80-е гг. златоуст. художники-граверы адаптировали технологию к новым формам, создав целое направление в Златоуст. школе художеств. металла — художеств. панно. Постепенно прекратилось пр-во большинства художественных изделий по старым образцам. С сер. 1930-х гг. художеств. отделение завода (быв. оружейная ф-ка) перешло на выпуск стальных пластин, имевших примитивно выгравир. пейзажи или копии с популярных картин рус. художников. В ассортимент изделий были включены фоторамки, вешалки. В период развития «сурового» стиля началось пр-во т. н. предметов ширпотреба. Новые технолог. приемы (напр., никелевые полутона А. И. Боронникова) могли значит. расширить изобразит. средства гравюры, однако не дополнили арсенал художеств. средств и технолог. приемов, а подменили его. Появился термин «живопись на металле». З. г. утрачивала графичность, ясность и четкость штриха. В годы Великой Отечественной войны шашки, кинжалы, кортики преподносились как награда сов. полководцам (клинок подарочной шашки «Сталинградская битва» Боронникова, 1943). В посылках на фронт бойцам-заводчанам отправлялись портсигары, изготовл. из златоуст. стали и украш. травленым рис. В послевоен. годы пр-во и украшение бытовых предметов и настольных пластин возобновились. Ножи для разрезания книг, вешалки, фоторамки декорировались худ.-граверами Воронниковым, М. Крысиным, Н: Ф. Морозовым. В 1950-е гг. Г. М. Берсенев, Л. Валиев, Г. Драгун, А. Кузьмичев, В. Ф. Тарынин и др. поддержали старейших худ.-граверов Морозова и И. И. Бахарева, выступивших за возрождение орнамент. иск-ва украшения прикладных вещей. Наиб. интересные изделия этого периода — 2 памятных меча, выполн. Берсеневым в 1958 к Междунар. выставке в Пловдиве (Болгария); гл. темой сюжетов автор определил братскую дружбу рус. и болгарского народов. Художники-граверы стремились к поиску новых форм бытовых вещей и формированию художеств. стиля, отличного от «сурового». В ассортименте цеха появились шкатулки, приборы для вина, стаканчики для карандашей, тарелочки, вымпелы, призы победителям соцсоревнований. Как и в 1930-е гг., создавались большие панно. С введением эталонных образцов и плана на товары нар. потребления (1964) произошло разделение художников на создающих новые образцы и тиражирующих. В 1970—80-е гг. выпуск изделий условно шел по 4 направлениям: украшение наградного и юбилейного оружия; украшение бытовых предметов; изготовление памятных призов, наград и сувениров в честь значит. дат и событий в жизни Сов. гос-ва; пром. изготовление пластин. В 1971 впервые была применена шелкография, что позволило увеличить выпуск панно. О. В. Аверкин, А. Л. Богачёв, Н. В. Лохтачева (см. Лохтачёвы), Ю. Б. Рябков, П. Спирченков, А. Шуков и др. разрабатывали новые эскизы, предлагали форму блюда, заполняя поле орнаментом на мотивы рус. зимы, урал. природы, времен года и др. Созданы образцы авторского украш. охотничьего оружия (нож «Диана»; Богачев, Берсенев). С кон. 20 в. применяются преим. 2 цвета — белый (никель, серебро) и желтый (латунь, золото). При работе с цветным металлом художники используют штихель или резец для выполнения операции подрезки по контуру орнамента либо сюжетной композиции (с целью придания дополнит. объема и эмоцион. насыщенности). До 1990 пр-во изделий, украш. в технике З. г., развивалось только на заводе. В нач. 1990-х гг. творч. коллектив граверного цеха распался. Почти одноврем. были созданы 3 самостоят. предпр.: «ЛиК», «Практика» и «Формула ЛТД». В нач. 21 в. традиции З. г. продолжили более 30 мастерских по украшению металла («Аир», «Арт-грани», «Златко», «Литера», «Скат», «Грифон», «Уралхолдинг», «БулатКХО» и др.). Среди произв., созданных за последнее 10-летие 20 в., наиб. значит. являются Щит и Меч Победы («ЛиК», 1995), мечи Памяти и Благодарности народам стран — участниц антигитлеровской коалиции («ЛиК», 1995), Дарохранительница («ЛиК», 1997—2000), памятные мечи «Иван Бушуев», «Минин и Пожарский», «Александр Невский» («Практика», 1999) и др. Основное направление творч. деят-сти предпр.— изготовление авторского украш. холодного оружия, посуды и предметов сервировки стола, сувениров, настенных панно, церк. утвари и богослужебных предметов. Осн. темы изображений: урал. пейзаж, сцены охоты, анималистич. сюжеты, история З. г., ист. и батальные сцены, геральдика, 850-летие Москвы, 300-летие Рос. флота, 300-летие С.-Петербурга, православие, нац. культура народов России и мира. Приоритет отдается холодному украш. оружию, в т. ч. из булата. Начиная с первой публичной выставки рос. изделий в С.-Петербурге (1829, мастера З. г. и их изделия участвуют в отеч. и заруб. (с 1851) междунар. оружейных, художеств., ювелирных и др. специализир. выставках. Лучшие работы златоустовцев экспонировались в Лондоне (1851, бронз. мед.; 1862, серебр. мед.), Париже (1867, 1878, 1900, золотая мед.), Вене (1873, серебряная мед.), Москве (1882, золотая мед.), Копенгагене (1888, похвальный отзыв), Чикаго (1893, бронз. мед.), Ниж. Новгороде (1896, золотая мед.), Стокгольме (1897, золотая мед.), Омске (1911, золотая мед.). Совместное участие всех художеств. мастерских Златоуста в выставках становится традицией. Кроме ежегодных гор., посв. основанию Златоуста, при участии и поддержке Музея артиллерии С.-Петербурга в 1999 прошла первая «выездная» выставка «Златоуст — город мастеров», в 2003 — вторая «Современный художественный металл Златоуста». (См. также Торгово-промышленные выставки.)
Златоустовская гравюра в музеях России и мира. Партии образцов оружия с первых лет деят-сти Златоуст. оружейной ф-ки регулярно направлялись из Златоуста в музей Горного кадетского корпуса (ныне Горный музей С.-Петерб. гос. горного ин-та). В музее хранится 28 экз. наградного оружия, из них 3 — работы И. Н. Бушуева: фехтов. рапира и 2 наградные шпаги. В 1828 в музей поступил т. н. технический кабинет, состоящий из набора инструментов, применявшихся для изготовления холодного оружия, а также альбома с акварелями и рис., моделями клинков. В Гос. Эрмитаже собрана наиб. представит. коллекция холодного украш. оружия (ок. 200 образцов): сабли и шпаги 1816—22, подписанные В. Н. Шафом; шпаги, сабли, кинжалы 1824—30 работы Бушуева, 1820—40 — И. Бояршинова. В музее также хранится редкая коллекция клинков полиров. стали Обухова 1860-х гг., изделия кон. 19 в. В экспозиции Оружейной палаты Моск. Кремля — выполн. в 1829 Бушуевым сабля, сюжетная композиция к-рой представляет ист. момент битвы под Варной. Иск-во златоуст. мастеров кон. 20 — нач. 21 вв. представлено Презентационным набором Президента РФ В. В. Путина, созданным в художеств. мастерской «Практика» в 2001 (авт. В. А. Тычкин). Здесь же хранятся охотничьи ножи, кортики работы Аверкина, Берсенева, Рябкова. Гос. Ист. музей (Москва) располагает редкими изделиями работы Бушуева и Бояршинова (сабли, шпаги, охотничьи ножи), а также неск. изделиями 2-й пол. 19 в. неизв. авторов. Офицерская шпага 1827 работы Бушуева принадлежала кн. Д. В. Голицыну, герою Отечественной войны 1812. На прав. стороне клинка изображены крылатые кони, грифон и античный воин, поддерживающий родовой герб кн. Голицыных; здесь же на золотых дубовых листьях перечислены места и даты сражений Отечественной войны 1812. Центр. гос. воен.-ист. музей артиллерии, инж. войск и войск связи (ЦГВИМАИВиВС) в С.-Петербурге располагает интересными образцами авторского холодного украш. оружия 19—20 вв. Неск. работ 1817—23 выполнено отцом и сыном Шафами: пехотные кав. шпаги, кав. сабли и др. Выгодно отличаются от работы нем. оружейников изделия Бушуева (офицерские сабли 1821, 1824, 1831) и Бояршинова (фехтов. детский эспадрон 1828, фехтов. детская рапира, пехотная офицерская шпага 1829, офицерские сабли 1830-х гг.). Одна из сабель Бояршинова (1827) является уник. в силу художеств. решения избр. художником темы: на клинке изображен процесс пр-ва холодного оружия на Златоуст. оружейной ф-ке. Изделия 2-й пол. 19 в. представлены клинками из литой стали Обухова: палашами, шашками кавк. типа, охотничьими ножами. Там же хранится «Альбом видов Златоустовского горного округа» (1896). В ЦГВИМАИВиВС собран арсенал златоуст. строевого холодного оружия. Продукция совр. мастеров художеств. металла Златоуста представлена изделиями мастерских «Практика» (кортики, ножи, кинжалы Аверкина, Берсенева, Рябкова), «ЛиК» (подарочный кортик «Петр Великий», охотничий набор «Косотур»). В Центр. воен.-мор. музее (ЦВММ) в С.-Петербурге — уник. образцы украш. и строевого оружия Златоуст. оружейной ф-ки 19 в.— работы Шафа, Д. Вольферца (см. Вольферцы), Г. Гра и Бушуева. Клинок сабли произвольного образца 1829 Бушуева и Вольферца выполнен из сварного булата. В обе голомени клинка на 2/з дл. от его острия вварен горновой сваркой змей из более светлого металла. Остальная часть клинка украшена золочением, протравкой и воронением. Сабля азиат. типа, к-рая в 1829 была одним из звеньев в цепи многочисл. опытов Аносова в области «русского» булата, в настоящее время также относится к разряду уник.: изготовл. из стали с добавлением платины, она является свидетельством опытов мастера. На обухе клинка увековечена дата проведения опыта: «Златоустъ. 1829 года апреля 14 дня». Обе стороны клинка украшены монограммой «П. А.» (Павел Аносов). Златоуст. кузнецы кон. 19 в. выковали из дамасской стали клинки изделий «турецкого типа» — ятагана и сабли. Среди златоуст. изделий выделяется также палаш мор., офицерский, произвольного образца, изготовл. в 1973 Тарыниным. Экспозицию музея украшают произв. совр. мастеров оружейного иск-ва Златоуста: кортики Аверкина, Берсенева, Рябкова (1994—2000). В Царскосельском арсенале одним из наиб. интересных предметов является меч 1836, выполн. в виде знаменитого «зульфикара» — меча с раздвоенным клинком. Вероятно, был изготовлена специально для поднесения цесаревичу вел. кн. Александру во время его посещения Златоустовского завода. Среди работ златоуст. мастеров — произв. оружейного иск-ва, к-рое можно отнести к категории ювелирных,— офицерская сабля Рос. Императорского флота образца 1855. Клинок выкован из булатной стали, украшен выполн. из золота монограммой имп. Александра III с бриллиантами, рубинами, сапфирами. Сабля поднесена императору мор. офицерами. Также представлено офицерское оружие «За храбрость» нач. 20 в. В Ярославском историко-архит. музее-заповеднике находятся златоуст. клинки, созданные в 19 в.: сабли, палаши мор., кинжалы, шашки. В Приморском краевом музее им. В. К. Арсеньева — 8 экз. украш. оружия, в т. ч. юбилейная сабля 1822 с датами побед в Отечественной войне 1812. В Ульяновском краеведческом музее хранятся 4 предмета, среди к-рых наибольший интерес представляет наградная офицерская шпага «За Бородино. 26 августа 1812 г.». В Тульском гос. музее оружия представлено в осн. строевое холодное оружие Златоуст. ф-ки 1826—1857: кирасирские палаши, драгунские сабли, каз. шашки, кинжалы, кортики, тесаки. В Златоуст. краеведческом музее — коллекция оружия, созданная Шафом, Бушуевым, Бояршиновым. Развернутая экспозиция дает представление о становлении и формировании оружейного иск-ва. Изделия, украш. в технике З. г. 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., и работы совр. мастеров художеств. металла Златоуста сохранили имена граверов-художников неск. поколений. Наиб. ценным экспонатом златоуст. коллекции является «Древнее вооружение», выполн. в 1834. Экспозицию Центр. музея Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. на Поклонной горе в Москве открывает Щит и Меч Победы работы мастеров предпр. «ЛиК». В экспозицию Музея храма Христа Спасителя включен набор евхаристич. посуды, изготовл. под рук-вом засл. худ. РФ Лохтачевой в мастерской «ЛиК» (1998—99). Изделия совр. мастеров художеств. металла Златоуста представлены в Центр. музее декоративно-прикладного иск-ва (Москва), Екатеринб. музее изобразит. иск-в, Музее декоративно-прикладного иск-ва Урала (Челябинск) и мн. др. Златоуст. оружие представлено также в ряде музеев ближнего и дальнего зарубежья. Так, в Днепропетровском ист. музее — 13 образцов разных лет, в осн. 2-й пол. 19 — нач. 20 вв.: мор. палаш; каз., кав., арт. шашки; тесаки, кинжалы и наградная шашка 1932. В Музее истории народов Узбекистана им. М. Т. Айбека находились на хранении шашки, сабли и кинжалы; в Сев.-Осетинском респ. музее краеведения — сабли 1833 и 1834, палаш 1867. Сабля, изготовл. в Златоусте нем. мастерами, была преподнесена в знак благодарности нем. чиновнику фон Шлецеру; ныне хранится в Музее оружия г. Золингена (Германия). Др. сабля, изготовл. в 1824 и вруч. англ. герцогу Веллингтону во время его визита в С.-Петербург (1826), ныне экспонируется в Лондонском мемориальном музее герцога Веллингтона. В Имперском воен. музее Лондона хранится Меч Памяти и Благодарности, изготовл. Лохтачевой (мастерская «ЛиК») в 1995 и подар. Президентом России Б. Н. Ельциным во время торжеств по случаю 50-летия Победы премьер-министру Великобритании Дж. Мейджору. Златоустовская гравюра в публикациях. Первой публикацией о З. г. являются мат-лы издателя «Отечественных записок» П. П. Свиньина, размещ. в журнале в 1825—26 и содержащие сведения по технологии нанесения рис. на клинок и выпуску оружия в начальный период деят-сти Златоуст. оружейной ф-ки, а также характеристику личности худ.-гравера И. Н. Бушуева. Первым систематич. описанием творчества и изделий златоуст. мастеров явился труд искусствоведа М. Д. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали», в к-ром содержатся биографич. сведения о художниках-граверах с момента основания оружейной ф-ки, выявлена роль старшего поколения династий художников по металлу, представлен обширный иллюстративный мат-л. Б. В. Павловский в кн. «Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала» проследил влияние традиций нар. зодчества и нем. мастеров на иск-во златоуст. граверов, представив черно-белые и цветные илл. В 1986 вышел альбом «Златоустовское художественное оружие XIX века», содержащий ок. 170 цветных и тоновых илл. Авт.-сост. Т. И. Абольская во вступит. статье осветила проблемы, связ. с выпуском оружия на Златоуст. заводе, представила ценные сведения об оружейном пр-ве в Златоусте в 19 в. Неск. репродукций произв. златоуст. мастеров включено в альбом «Старинное оружие» (авт.-составители: Э. Аствацатурян, С. Монахов, Ю. Шокарев; Москва, 1993). Цветные илл. произв. оружейного иск-ва и фрагментов декора дают полн. представление о мастерстве Бушуева. Изд. снабжено 41 илл., аннотациями и словарем терминов. Альбом «Гравюра на стали из Златоуста» (авт.-составители: О. М. Гриер, Б. С. Самойлов, В. А. Ячменёв; Чел., 1994) содержит богатый иллюстративный мат-л, представляющий экспонаты краеведческого музея Златоуста, редкие предметы из собрания Гос. Ист. музея. В 1996 в С.-Петербурге издан уник. художеств. альбом-каталог выставки «Православие, армия и флот России» (авт.-составители: Абольская, Е. А. Введенская, А. И. Гладкин и др.), содержащий 244 полноцветные илл. Изд. знакомит с редкими памятниками отеч. истории и культуры, в к-рых отразились многовековые традиции рос. воинства, связ. с рус. православием. В числе раритетов представлены образцы оружия тульских мастеров 18 в., солдатские кремневые пистолеты, кирасы, алебарды, неск. предметов украш. оружия Златоуст. оружейной ф-ки 19 — нач. 20 вв. Кирасирский палаш с надписью «Александр Миротворец» и офицерский палаш с символич. надписью «Царю покорен, врагу страшен» украшены травленым позолоч. орнаментом. Каталог выставки «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820—1890-е годы», орг. в 1996 Гос. Эрмитажем при участии Гос. музея-заповедника «Петергоф», является одной из первых в России попыток целостно представить развитие декоративно-прикладного иск-ва в 1820—90-х гг. В разделе «Художественное оружие» авт. вступит. статьи Ю. А. Миллер среди многообразия иностр. образцов выделяет златоуст. оружие, в т. ч. ятаган 1839, дротик 1825—30, ятаган 1861, шашки 1882. Авт.-составители изд. «Царскосельский Арсенал» (С.-Петербург, 2000) В. М. Файбисович и Л. В. Бардовская впервые представили читателю неизв. до того времени коллекцию оружия. Науч. описание и иллюстративный ряд содержат информ. о произв. оружейников Златоуст. оружейной ф-ки (напр., знаменитый меч «Зульфикар» 1836, изготовл. к приезду на фабрику наследника престола). Особую науч. ценность имеет составл. Г. Э. Введенским каталог изделий, дающий полн. представление об урал. оружейниках как мастерах декоративно-прикладного и ювелирного иск-ва 19 в. Изд. «Художественное оружие. Шедевры Морского музея России» (авт.-составитель И. П. Суханов; С.-Петербург, 2000) содержит сведения об изделиях Златоуста, представляющих большую художеств. и ист. ценность. Анализ богатой коллекции оружейного фонда музея автор вступит. статьи к изд. начинает с презентации уник. сабли 1829, изготовл. Бушуевым и Вольферцем. В 2002 к 300-летию С.-Петербурга издан альбом-каталог «Оружейные реликвии Российского флота», в к-рый вошли экспонаты Мор. музея России. Авт. Суханов, капитан 1-го ранга в отставке, канд. воен.-мор. наук, мн. лет посвятил изучению холодного строевого и украш. оружия Златоуст. оружейной ф-ки 19—20 вв. Альбом содержит ценный н.-и. мат-л, цветные илл. Особое место отведено презентации образцов огнестрельного и холодного оружия, произв. златоуст. мастеров 19—20 вв. Бояршинова, Бушуева, М. Петухова, В. Шафа. Среди изделий совр. оружейников Златоуста — кортик наградной ВМФ СССР (1970), палаш мор. офицерский (авт. В. Тарынин, 1973), изделия художеств. мастерской «Практика», кортики мор. произвольного образца (авт.: Аверкин, Рябков и др.). Определитель «Русское холодное оружие XVIII—XX вв.» (С.-Петербург, 2001), составл. историком-оружиеведом А. Н. Кулинским, содержит ценные сведения по истории холодного оружия, в т. ч. златоуст. В книге помещены цветные вклейки с изображением златоуст. изделий: детских шашек кавк. образца (1881, 1900), кинжала кавк. образца, принадлежавшего имп. Николаю II. Изд. «Гатчинский Арсенал» (авт.-составитель Ю. Г. Ефремов; С.-Петербург, 2001) содержит илл. и аннотации к 100 предметам огнестрельного и холодного оружия из коллекции Арсенала Гатчинского дворца: западноевроп., вост. (тур. и кавк.), рус. Среди отеч. произв. оружейного иск-ва — клинок шпаги кав. офицерской образца 1798, эфес к-рой выполнен в С.-Петерб. мастерской Шафа в 1890—1900-е гг. Книга зав. Арсеналом Гос. Эрмитажа Миллера «Сталь, блеск, золото», вышедшая в 2000 на нем. яз., представляет коллекцию парадного, охотничьего и строевого оружия Златоуста из собрания Гос. Эрмитажа. Вступит. статья посв. истории переселения нем. оружейников, созданию оружейной ф-ки. Изд. иллюстрировано черно-белыми и цветными изображениями образцов авторского оружия, украш. Бушуевым и Бояршиновым. В 1996 Гос. Эрмитажем, Датским музеем охоты и лесоводства и Об-вом датских оружиеведов выпущен альбом-каталог (авт.-составитель Миллер) выставки «Шедевры российского охотничьего оружия». Книга содержит обширный мат-л по истории охотничьего оружия, 20 черно-белых и 144 цветных илл., мн. из к-рых представляют репродукции редких гравюр портретов и сцен охоты императоров рус. двора, произв. оружейного иск-ва Златоуста: кинжал Бояршинова, 1835—40; охотничий нож А. Мурдасова, 1898, и др. (См. цветную вклейку.)