Златоустовский ремонтно-механический завод (ЗРМЗ), предприятие по техн. обслуживанию и ремонту техн. средств, ОАО. Стр-во завода началось в 1953; первонач. назв.— центр. рем.-механич. мастерские (проводили капитальный ремонт техники лесозаготовит. комплекса Чел. обл.). В 1956 пущен в эксплуатацию автомоб., в 1958 — дизельный цехи, в 1967 — цехи по ремонту тракторов и моторный; в 1970 завершилось стр-во заводоуправления. В 1965 мастерские были реорганизованы в ЗРМЗ. Специалистами завода проводился капитальный ремонт автомобилей, трелевочных тракторов, бульдозеров, двигателей внутр. сгорания. В 1983 освоен ремонт тракторов Т-130. Также изготавливалось нестандартное оборудование для деревообр. предпр. Для развития этого пр-ва в 1977 введен в эксплуатацию цех нестандартного оборудования (производств. площадь 2 тыс. м2). В 1990 выпущено товарной продукции на сумму 2126 701 руб.; произведен капитальный ремонт 50 автомобилей «Урал-375», 47 бульдозеров, сотни двигателей, раздаточных коробок и мостов для автомобилей «Урал» и тракторов ТТ-4. Численность работающих была ок. 220 чел. К сер. 1992 заказы на ремонт техники от лесозаготовит. предпр. практически прекратились. Выпуск товарной продукции за 1992 составил 11% объема 1990 (среди причин такого снижения — значит. сокращение лесозаготовок в Челябинской обл., а также узкая специализация завода). В апр. 1993 ЗРМЗ акционирован (с 1996 в совр. статусе); 49% акций завода были приобретены ЮУЖД. Первонач. предпр. изготавливало шкафы для бытовых помещений, позднее поступили заказы на механич. обработку металла от подразделений Нязепетровского отделения ЮУЖД, на ремонт двигателей внутр. сгорания для автотранспорта. В 1994—95 произведен капитальный ремонт 5 дрезин. Для завода ЖБИ, входящего в состав ЮУЖД, изготовлено 40 металлич. опалубочных форм. В 1994 заводскими специалистами была разработана техн. документация и освоен выпуск рельсовых соединителей различного типа для ЮУЖД и Куйбышевской ж. д. Всего за 1994—99 выпущено 757 тыс. шт. медных стыкосоединителей. Со 2-й пол. 1990-х гг. завод увеличивал объемы производства. По итогам работы за 1995 балансовая прибыль предпр. составляла 1,8 млрд руб. Перспективным направлением деят-сти ЗРМЗ стал ремонт вагонозамедлителей; в 1996 заводом заключен договор со Свердловской ж. д. на их ремонт. В 1997 одним из заказчиков выступила Зап.-Сиб. ж. д. В 1999 по заказу службы электрификации ЮУЖД группой ИТР и рабочих во главе с гл. инж. завода В. И. Белоусовым разработана техн. документация на пр-во прибора искрового промежутка (в конце года опытная партия прошла полигонные испытания). В связи с тем что в 1990-х гг. расчет за продукцию и услуги производился только по бартеру (различными мат-лами) и срок оплаты достигал 7 мес, советом дир. было принято решение о прекращении дальнейшего роста объемов производства. Осн. усилия рук-ва были направлены на сохранение коллектива и ликвидацию угрозы банкротства. В 2000 отделением ЮУЖД акции ЗРМЗ проданы ООО «Микчел и К°», взявшему на себя функции управляющей компании. Была принята программа расширения объемов пр-ва за счет удовлетворения потребности железных дорог в капитальном ремонте вагонозамедлителей при увеличении перечня выпускаемой продукции. Объемы пр-ва капитального ремонта вагонозамедлителей за 1,5 года выросли более чем в 2 раза (с 5 шт. в месяц до 11). Потребители продукции и услуг ЗРМЗ — Вост.-Сиб., Горьковская, Зап.-Сиб., Красноярская, Куйбышевская, Окт., Приволжская, Свердловская, Сев., Сев.-Кавк., Юго-Вост., Юж.-Урал. ж. д. Предпр. имеет лицензию МПС на пр-во капитального ремонта вагонозамедлителей типа Т-50, КНП-5, КВ-3, РНЗ-2. После модернизации конструкции приборов искрового промежутка было получено разрешение на их применение на жел. дорогах. В 2006 для ЮУЖД был отремонтирован 191 вагонозамедлитель. В рамках сотрудничества с нефтяниками и геологами Севера освоен капитальный ремонт гусеничного тягача ГТ-Т. Производств. база предпр. занимает 10 тыс. м2 площадей, на к-рых располагается металлорежущее, прессовое и кузнечное оборудование; имеется тупиковая ж.-д. ветка. Числ. сотрудников ЗРМЗ 250 чел. (2006). Значительный вклад в развитие завода в разные годы внесли: А. Н. Железнов, А. С Карпов, А. И. Петров, А. К. Смолина и др. Предпр. руководили: М. Е. Плотников (1953—77), В. В. Кислицын (1977—86), Н. М. Заскалин (1986—92), А. А. Кузнецов (1992—2001). С 2001 ген. дир. предпр. В. Ю. Соколов.