Златоустовское автотранспортное предприятие


Златоустовское автотранспортное предприятие, с 1997 ООО «Автотранспортное предприятие», организация, специализирующаяся на перевозке грузов и пассажиров. История трансп. перевозок в Златоусте началась на рубеже 1920—30-х гг., с первых кооп. артелей коновозчиков, работу к-рых курировал гор. Совет. В 1927 извозом занимались 37 чел. На перевозках было задействовано 30 лошадей. В янв. 1928 принято решение о создании конной артели «Извоз», к-рая к осени была преобразована в трансп.-труд. кооп. т-во коновозчиков и грузчиков. Все гужевые перевозки ст. Златоуст при Самаро-Златоуст. ж. д. были предоставлены этой организации, обслуживавшей торг.-пром. и строит. базы города. Одними из первых рук. «Извоза» были П. Д. Добротин, М. И. Кирюхин. В 1928 организовано пас. сообщение между центром города и ж.-д. вокзалом: по маршруту курсировал дилижанс; в мае в городе учрежден окружной отдел об-ва «Автодор»; в нояб. приобретен 12-местный автомобиль «Фиат». По состоянию на 4 сент. 1929 автомоб. парк Златоуст. округа насчитывал 5 грузовиков, 1 полугрузовик, 2 легковые машины, 5 мотоциклов и 1 автобус, приспособл. для перевозки 12 пассажиров или 1,5 т груза. Планом развития предпр. предполагалось увеличение автопарка во 2-й пятилетке до 20 автобусов, 100 грузовиков АМО-3 и «Фордзон — Путиловец», ок. 40 машин марки «Форд-фаэтон» для таксомоторного парка. В 1935 на базе артели «Извоз» создано Златоуст. отделение Чел. обл. Автогужтреста, располагавшее 50 лошадьми и 3 автомобилями (первый управляющий В. П. Вахрушев). После Великой Отечественной войны Автогужтрест реорганизован в трансп. предпр. «Автотранс»; в Златоусте организована автотрансп. контора (АТК; рук. В. И. Васюков). В нач. 1950-х гг. на балансе АТК находилось 40 грузовиков, 6 новых автобусов ГАЗ-2А и ЗиС-5, 4 новых автобуса ПАЗ и 2 маршрутных такси «Победа». В 1958 открыт первый междугородный маршрут до Миасса; из состава АТК выделено автотрансп. х-во (АТХ), занимавшееся грузовыми перевозками. С 1963 началось регулярное движение автобусов до Чебаркуля и Чел. В нач. 1960-х гг. автопарк предпр. насчитывал более 150 грузовиков, 40 автобусов, 30 такси. В 1968 АТК и АТХ были вновь объединены в АТП. В 1970-х гг. заказчиками автотрансп. услуг выступали 35 предпр. города; перевозки осуществлялись с помощью 420 автомобилей. С 1 мая 1977 по 1 мая 1978 автомобилями АТП перевезено 2 млн 827 тыс. чел. Пассажироперевозками было занято 76 автобусов и 70 такси. С 1958 до кон. 1980 предпр. подверглось неск. реорганизациям, неоднократно менялись рук. С 1985 началась коренная рек-ция З. а. п., осуществлялось масштабное стр-во производств. и жил. объектов. В 1992 предприятие реорганизовано в ТОО «Автотранспортное предприятие». Была заменена автомоб. техника, рем. мастерские оснащены совр. оборудованием; грузовой транспорт осуществлял перевозки при рек-ции гор. плотины. С 1997 АТП в статусе ООО. В 2007 на балансе З. а. п. находились адм.-бытовой комплекс с пищеблоком и здравпунктом (физиотерапевтич., стоматологич., массажный и процедурный кабинеты), диспетчерская, автошкола, газовая котельная, 5 теплых стоянок, 4 рем. мастерские, АЗС, станция техн. обслуживания легковых автомобилей, сварочный цех, 2 мойки, цех изготовления шлакоблоков, ОКС и плотницкая мастерская, 3 складских помещения. Общая площадь АТП 156 400 м2; технолог. и подъемным оборудованием занято 3427 м2. В 2007 в автобусном парке насчитывалось 152 машины (в т. ч. польские Jelcz, нем. MAN, MUDAN), из них 40 — автобусы малой вместимости и повыш. комфортности. Предпр. обслуживало 13 гор. маршрутов, 4 пригородных и 6 междугородных. Грузовой транспорт (156 автомобилей) работал по 2 осн. направлениям: междугородные перевозки (по всей России); перевозки грузов самосвалами, осуществляемые в разные регионы и области для обслуживания строит. объектов (100 автомашин марок КамАЗ и МАЗ). Всего в грузовом парке насчитывалось 266 машин (2007). В числе партнеров З. а. п. крупное башк. предпр. «Полиэф». АТП развивает собств. социальную сферу: в 1986—2007 построено 6 десятиэтажных и 4 пятиэтажных жилых дома. В 1997 коллектив предпр. удостоен приза «Золотой орел» междунар. асссоциации «Golden eagle». З. а. п. возглавляли П. П. Клишин (1968-72), А. И. Нуждин (1972—75), Г. Х. Фаткулин (1975—80), А. И. Пригородов (1980—84), П. С. Мигашкин (1985—2001), Н. Г. Михин (2001-2002), Д. П. Мигашкин (2002—04), В. М. Рахматулин (2004— 2005), Д. Р. Смирнов (2005-06). С 2006 дир. В. М. Кудряшов.