Наборные образа


Наборные образа, вид православных икон, выполн. в технике коллажа. В нач. 19 в. назв. малоизвестных икон, созданных на Урале. Термин происходит от сочетания слов, обозначающих одноврем. технику изготовления и назначение изделия: «святой образ — изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определенной системой приемов и средств живописи, присутствует некое таинство»; «набор — совокупность однородных предметов, образующих вместе нечто целое». В кон. 19 — нач. 20 вв. урал. мастера-камнерезы стали использовать технику коллажа (т. н. обманка). Точная дата и место изготовления первых Н. о. не установлены. В списках домашнего имущества владельца Златоуст. завода А. А. Кнауфа (1800) было указано неск. Н. о. К настоящему времени выявлено 20 Н. о. златоуст. происхождения (находятся в Гос. музее истории религии и музее Горного ин-та им. Г. В. Плеханова в С.-Петербурге, обл. краеведч. музеях Екатеринбурга, Чел., Чердыни). Техника изготовления всех Н. о. имеет характерные особенности. Иконная доска обрабатывалась традиционно (последовательно наносились левкас и краска) в соответствии с выбранным сюжетом, затем на спец. мастику клеились драгоценные и полудрагоценные урал. минералы. Последний этап работы — закрепление «клеянок»: на спец. заготовках, склеенных из неск. слоев бумаги, писался образ святого. Первый известный датируемый Н. о. относится к 1825. Образ «Преображение Господне» изготовлен А. Е. Тележниковым (см. Тележниковы) в Гл. чертежной мастерской Златоуст. з-да. Этот же сюжет с небольшими изменениями повторен худ. П. К. Бояршиновым (см. Бояршиновы) и Н. Н. Бушуевым (см. Бушуевы) при создании Н. о. «Воскресение Христа». Они очень близки по композиции, имеют еще одно назв.— «Вознесение Господне». Были созданы в 1826 для церкви Горного кадетского корпуса (С.-Петербург), ныне хранятся в музее горного ин-та. Образа «Моление о чаше» П. П. Бояршинова (1839; Музей истории религии) и «Покров Богоматери» А. Н. Бушуева (1841; ЧОКМ) имеют композиционные отличия, указывающие на манеру письма авторов. Особо выделяются 2 произв. «Вознесение Господне» более позднего периода, находящиеся в экспозиции Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина и обл. краеведческого музея Екатеринбурга. В архивных документах при Катав - Ивановском заводе упоминается иконописец Кожевников, изготовлявший Н. о. в сер. 19 в. Н. о.— часть истории декоративно-прикладного иск-ва Урала нач. 19 в.