Лещенко Сергей Михайлович


Лещенко Сергей Михайлович [31.12.1902(13.01.1903), ст. Морозовская Области войска Донского — дата смерти неизв.], инженер, организатор и новатор пр-ва, доктор техн. наук, участник Гражд. войны. По окончании 4 классов ж.-д. школы (1916) работал в кузнечном, затем в литейном цехе чуг.-лит. завода на ст. Морозовской. В 1918 вступил добровольцем в партизанский отряд, участвовал в боях с Донской армией ген. П. Н. Краснова в районе ст-цы Кривомузгинской (под Царицыном). Служил подручным слесаря в авто-рем. поезде № 5 (10-я армия), в бригаде бронепоезда. После демобилизации работал слесарем в автомастерских в Ростове-на-Дону. Чл. бюро окружного к-та РКСМ. С 1925 чл. ВКП(б). Окончил Моск. механич. ин-т им. М. В. Ломоносова (1929). С янв. 1930 инженер кузнечной группы в бюро по проектированию ЧТЗ. В марте 1930 в качестве зам. главного инженера проектного бюро командирован в Детройт (США). По возвращении в Россию (июнь 1931) назначен дир. кузнечного корпуса ЧТЗ, в авг. 1931 прибыл в Чел. С марта 1933 зам. техн. дир. по монтажу, с авг. 1933 — по подготовке пр-ва. Под рук-вом Л. на гл. конвейере была достигнута проектная мощность (40 машин в сутки) по выпуску тракторов С-60. В 1935 Л. отозван в Москву, назначен управляющим трестом «Автотракторде-таль». В 1936 возглавил авиац. з-д. В 1937 арестован в Москве, доставлен в Чел. В авг. 1938 отправлен в Бутырскую тюрьму (Москва). Переведен в Болшево (под Москвой). Работал в ОКБ-29 сектора опытного самолетостроения Центр. авиагидродинамич. ин-та, находившемся в ведении НКВД. В 1940 освобожден в числе др. конструкторов за разработку и создание скоростного пикирующего 2-моторного бомбардировщика Пе-2, принятого на вооружение и ставшего одним из осн. самолетов в период Вел. Отеч. войны. С началом войны реабилитирован, восстановлен в партии. До 1956 дир. крупнейших предпр. авиац. пром-сти. В 1949 совм. с М. Г. Хащиным разработал электровозд. агрегат для нагрева изделий под закалку (получил авторское свидетельство). По данным Л. Л. Селякова (рукопись кн. «Тернистый путь в никуда: записки авиаконструктора», не опубл.), в 1950-е гг. Л. был дир. авиац. завода в Филях (Москва), участвовал в разработке проекта создания 1-го отеч. стратегич. турбореактивного самолета М-4. В теч. 10 лет был зам. министра авиац. пром-сти СССР. Дир. НИИ авиац. технологии. За участие в стр-ве ЧТЗ награжден орд. Ленина (1934).