Двигатели внутреннего сгорания


Двигатели внутреннего сгорания (ДВС), двигатели, в к-рых воспламенение топлива происходит в камере сгорания. Развитие двигателестроения в Чел. началось с пуском ЧТЗ в 1933. Первые тракторы были оснащены карбюраторным двигателем, работающим на лигроине; след, модель оборудована дизелем М-17 мощностью 72 л. с. (первый отеч. тракторный дизель), к-рый позднее был заменен на газогенераторный двигатель Г-25. До Вел. Отеч. войны на ЧТЗ выпускали и совершенствовали двигатели, разработ. др. предпр. страны. Оригинальное чел. двигателестроение формировалось в годы войны, когда на Кировский завод вместе с дизель-моторным заводом № 75 из Харькова было эвакуировано в 1941 СКБ-75 под рук-вом И. Я. Трашутина. Специалисты привезли разработку уник. танк, двигателя В-2, считавшегося лучшим дизелем 20 в. В окт. 1941 в Чел. началось серийное пр-во дизеля В2-34 (для танка Т-34), мощность к-рого повышалась и достигла 600 л. с. Такие дизели устанавливались на тяжелых танках и самоходных орудиях В-2К, В-54 К-ИС, В-11-ИС-3. За годы Вел. Отеч. войны Кировским заводом было выпущено 48,5 тыс. танк, дизелей. После войны мощность их была увеличена до 750л. с. Конструкторами СКБ-75 (ныне «Трансдизель») и ЧТЗ было разработано более 100 модификаций двигателя В-2, к-рый устанавливался на тракторах ЧТЗ и др. заводов (в Волгограде, Рубцовске и т. д.). Наиб, известные среди них — В-31 М2 (322 л. с.) для трактора ДЭТ-250 и В-404С для антарктич. трактора «Харьковчанка». В 1980—90-х гг. разработаны новое семейство двигателей 2В мощностью от 300 до 1200 л. с.у мини-дизели для тракторов коммунального и с.-х. назначения (12— 60 л. с.). В 1958—64 заводом выпускался дизель КДМ-100. Параллельно с ним в 1958 для работы в Антарктиде на выс. до 4 тыс. м Двигатель В2-34. Устанавливался на средний танк Т-34, самоходные установки СУ-85, СУ-100, СУ-122, огнеметный танк ОТ-34 над ур. м. и в условиях очень низких темп-р был изготовлен спец. двигатель с турбокомпрессором. В 1964—87 завод перешел на пр-во 4-цилиндрового дизеля Д-108 (и его модификаций мощностью 108 л. с.) с впрыском в камеру сгорания, Д-130 с турбонаддувом (1969— 73) мощностью 140 л. с. (для трактора Т-130) и 170 л. с. (для Д-160, 1973—91). ДВС устанавливались не только на тракторы ЧТЗ — др. заводы оснащали ими экскаваторы Э-652, краны ДЭК-251 и передвижные электростанции. С 1981 на тракторы ДЭТ-250 ставили уже и V-образный 12 цилиндровый дизель В-31 М2, и его модификации мощностью 335— 375 л. с. В 1994 начато пр-во 2-цилиндровых V-образных ДВС для мини-трактора «Уралец», насосных и др. установок и агрегатов. В послевоен. годы разработано ок. 10 опытных моделей ДВС, в т. ч. дизель 6Т370, к-рый мог работать при перепадах темп-p от -45 до +45 *С и устанавливался на тракторах, направлявшихся в Арктику, тропики и высокогорные районы. Для Волгоградского моторного завода был разработан дизель возд. охлаждения 8ДВТ-330. Чел. СКВ «Турбина» — единств, в стране предпр., где разрабатывались уник, малогабаритные газотурбинные многофункцион. многотопливные энергоагрегаты, к-рыми оснащаются боевые машины (танки и др.) Во-оруж. Сил России (аналогичные агрегаты на вооружении стран НАТО появились позднее). Турбокомпрессоры и охладители воздуха для двигателей трансп. машин позволили ЧТЗ существенно повысить мощность ДВС и создать танк Т-90С, к-рый вошел в число лучших в мире. В последние годы бюро работало над созданием установок для нефтегазового комплекса: экологически чистых холодильно-обо-гревающих, мобильных компрессорных. Танк, двигатели нового типа (газотурбинные) разрабатывались на ЧТЗ, в специально созданном ОКБ-6. Здесь с учетом последних достижений в двигателестроении спроектирован принципиально новый двигатель. С 2001 на ЧТЗ выпускался многотопливный двигатель Д-180 для перспективных моделей тракторов, работающий не только на дизельном, но и на др. видах топлива. В последние годы разработано новое семейство 6-цилиндровых двигателей для тракторов моделей Т-2 и Т-3; выпускается дизель-генераторная установка ДГУ-100 для передвижных электростанций мощностью 100 кВт, к-рая может работать при темп-ре ниже -40 вС; освоен выпуск новых дизелей для танка Т-90С и инж. машин В-92С2 мощностью 1 тыс. л. с. с турбокомпрессором. Успех чел. двигателестроения обеспечивали специалисты высшей квалификации, принадлежащие к чел. науч. школе двигателистов, авторитетной не только в нашей стране. Школа создавалась еще до войны; у ее истоков стояли И. И. Вибеу Я. В. Мамин, Трашутин. Вторым центром двигателестроения в Челябинской обл. в годы Вел. Отеч. войны стал Миасс. По решению ГКО от 30 нояб. 1941 здесь на базе эвакуир. цехов Моск. автомобильного завода им. Сталина (ЗИС) был заложен Миасский автомоторный з-д. 16 марта 1942 изготовлена первая деталь автомоб. ДВС — поршневое кольцо; первый мотор собран 30 апр. 1942. В 1942 завод изготовил 9,3 тыс. моторов. В 1943 Миасский автомоторный завод был преобразован в автомоб. (УрЗИС, позднее Уральский автомобильный завод). Моторное пр-во сохранилось. Моторы, произвед. в Миассе, устанавливались не только на продукцию УралАЗа, но и на машины др. заводов, в т. ч. на комбайны. В послевоен. годы завод выпускал бензиновые и газогенераторные ДВС, запчасти к ним. К 1957 мощность миасского двигателя повысилась с 76 до 100 jt. с. Проводилась работа и по созданию на базе ДВС «УралЭИС-353А» нового двигателя, т. н. форкамерного (он экономил 10—30% топлива). В 1970 началась дизелизация «Уралов». В 1977 выпущена опытная партия машин с дизелем «Урал-4320». К кон. 1970-х гг. моторный цех УралАЗа произвел ок. 2 млн двигателей. На заводе был организован конструкторский отдел для создания опытного образца ДВС с возд. охлаждением (1979). Такой двигатель был впервые изготовлен и установлен на автомобиль «Урал-4320». Позднее его пр-во было переведено на входящий в объединение «УралАЗ» Кустанайский дизельный з-д.