Дарохранительница


Дарохранительница (церк.), предмет культовой утвари, сосуд, в к-ром хранится причастие; изделие златоуст, мастеров. Д.— один из гл. свящ. атрибутов богослужения наряду с антиминсом — напрестольным платком (в нем зашита частица св. мощей), Евангелием и Крестом; олицетворяет храм в честь Вознесения Христова над Гробом Господним в Иерусалиме. Обычно изготавливается из благородных металлов в виде храма или часовни. Оригинальная Д. для храма во имя Христа Спасителя в Москве была выполнена в 1882 из серебра моек, фабрикантом золотых и серебряных дел М. И. Хлебниковым; уничтожена в 1931. Фигуры ангелов, евангелистов и барельефы для окончат, варианта Д. были выполнены по моделям проф. Н. А. Лаверецкого; пьедестал изготовлен из шокшинского порфира (зеленой яшмы). Аналог Д. изготовлен по высочайшему благословению Патриарха Моск. и всея Руси Алексия II в патриарших художеств, мастерских «ЛиК» (Златоуст) в 1997—99 по архивным документам 19 в. и фотохроникам НКВД 20 в. Художеств, рук. проекта восстановления, автор скульпт. решения библейских образов и сюжетов А. И. Лохтачев, рук. работ по художеств, оформлению Д. в традициях златоуст, гравюры на металле Н. В. Лохтачева, рук. ювелирных работ и автор разработки технологии изготовления Д. А. Лохтачев (см. Лохтачёвы); консультанты: ключарь храма во имя Христа Спасителя прот. М. Рязанцев (Москва) и настоятель храма в честь Святой Троицы прот. А. Кривоногое (Златоуст). Выс. Д. 1470 мм. Она выполнена в неовизантийском стиле, имеет традиционную архит. форму в виде часовни или небольшого храма с развитой ярусной композицией. Основание из зеленой калканской яшмы, верх, часть — из позолоч. серебра. Выступающие на диагональных осях углы представляют собой подиумы для статуй, изображающих сидящих евангелистов Луку, Марка, Матфея и Иоанна. На торцах подиумов — овальные медальоны с рельефными поясными изображениями святых. Ср. часть композиции — шатровая 9-гла-вая часовня (киворий), под куполом к-рой находится ковчег для св. даров, по сторонам — 2 статуи ангелов с рипидами. Внутр. поверхности серебряные с позолотой. Верх, часть Д.— шатер, у основания к-рого по углам помещены главки с крестами. Венчает композицию самая крупная из глав с богато украш. крестом. Все части Д. декорированы сложными по рис., стилиз. растит, и геометрич. узорами; шатер — сетчатым орнаментом (ромбы с вписанными в них равноконечными крестами). Передача Д. Святейшему Патриарху Моск. и всея Руси Алексию II состоялась 29 дек. 1999. Ныне Д. находится в гл. алтаре кафедр, собора. Авторский вариант (рабочая модель) Д., созданный в авг. 1997, экспонировался на Все-рос. форуме «Новая Россия» (Ниж. Новгород, 1997); на выставках: «Дни Челябинской области в Москве» (1997), «Художники Златоуста — городу» (Златоуст, 2000), 1-й правосл. «Многие лета, Москва» (Москва, 1997), регион. «Уральская Масленица» (Челябинск, 1998), а также всерос.: «Сокровища России» (Москва, 1999), «Имени Твоему», поев. 2000-летию Рождества Христова (Москва, 2000); между -нар.: «Ювелир-99» (Москва), «JUNWEX-2000» (С.-Петербург). За восстановление Д. наградами РПЦ отмечены А. И. Лохтачев (орд. Св. благоверного кн. Даниила Моск.), JIox-тачева (орд. Св. благоверной кн. Ольги), Д. А. Лохтачев и ювелир-огранщик В. В. Блинов (орд. прп. Серафима Саровского); гальваник В. Егорова, токарь-фрезеровщик В. Зверев, художники-граверы В. Ворсина и М. Терентьева, ювелиры В. Трошев и А. Фоминых (мед. прп. Серафима Саровского).