Графика


Графика, вид изобразит. иск-ва, включающий рис. и печатные художеств. изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), осн. на иск-ве рис., но обладающие собств. изобразит. средствами и выразит. возможностями. Термин «Г.» первонач. употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии; новое значение получил на рубеже 19—20 вв. с развитием полиграфии и распространением контрастного линейного рис., наиб. удобного для фотомеханич. воспроизведения. Выразит. средства Г.— контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа, с к-рым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Г., обладающая меньшей (по сравнению с живописью) полнотой возможностей в создании пространственной иллюзии реального мира, с большой свободой и гибкостью варьирует степ. пространственности и плоскостности. Г. делится на станковую (рис., не имеющий прикладного назначения; эстамп, лубок), книжную (см. ниже) и газетно-журнальную (илл., оформление и конструирование печатных изд.), прикладную (пром. Г., почтовые марки, открытки, экслибрисы) и плакат. Стилистич. средства Г. разнообразны: от беглых, непосредств., быстро исполн. набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработ. композиций — изобразит., декоративных, шрифтовых, орнаментальных. Благодаря возможности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий Г. широко используется в агитационных и сатирич. целях (карикатура, плакат, окна сатиры), чутко реагирует на все социальные катаклизмы. Зарождение Г. на территории Челябинской обл. связано со Златоуст. железоделат. заводом (осн. в 1754), где при чертежне была создана школа художников. Под рук-вом унтершихтмейстера Н. Н. Бушуева (см. Бушуевы) и А. Е. Тележникова ее прошли бр. Бушуевы, Бояршиновы и др. С 1817 они совершенствовали свое мастерство у нем. граверов Шафов. И. П. Бояршинов с бр. В. П. Бояршиным, худ. и архит., выполнил в 1827 альбом рис. и акварелей. Шедевр урал. Г. хранится в б-ке Горного ин-та (С.-Петербург). В Чел. в 1863 работал золотых и серебряных дел мастер, в 1908 таковых было 12. В золотошвейном промысле было зарегистрировано 7 чел. из 9, работавших в Оренб. губ. В Одигитриевском женском монастыре послушницы не только вышивали бисером и стеклярусом, но учились рис. и живописи. Это был период начала чел. Г. (графич. работ этого периода не сохранилось). К кон. 19 — нач. 20 вв. на территории области начала складываться сеть профес. образования. В Чел. работали 11 преподавателей рисования; среди них М. Н. Алексеев, Е. Т. Володин, П. К. Любченко, Н. А. Мутовкин, С. В. Орлинков, Б. П. Рымкевич, Л. Самагин, И. Самойлов, Д. Ф. Сталыпин, А. Степанов, Н. Широков. Выпускнику Строгановского уч-ща Любченко в 1912 было присвоено звание засл. преподавателя, в 1915 — статского советника. Первые выставки Г. в городе связаны с именами учителей. Орлинков, преподаватель графич. иск-в в реальном уч-ще, устраивал выставки ученич. работ для публики, участвовал в работе Всерос. съезда художников (1912). Ученики Алексеева в 1899 приняли участие в 18-м конкурсе уч. работ (в т. ч. графич.), к-рый проводила Императорская АХ. Дело учителей продолжили выпускники; И. Я. Дмитриев-Челябинский, А. И. Корабельников (г. Троицк). Воспитанники педагога Володина (И. А. Мочалов, Н. А. Русаков, А. Н. Самохвалов) в предрев., рев. и 1920-е гг. создавали изостудии, работали в агитационной и газетно-журнальной Г. Только в Чел. было открыто 10 студий; преподавали в них худ. Н. Д. Лебедев, Русаков, Самохвалов, Д. Ф. Фехнер и др. Изостудии появились в Златоусте, Миассе, Троицке. В Миассе студию организовал акад. АХ Л. А. Бруни; в Троицке — воспитанник Петерб. АХ Л. В. Евдокимов (преподавали Корабельников и выпускники ВХУТЕМАСа З. П. Зиссерт, А. К. Шитов). Художники-графики участвовали в оформлении местных газет, издании лит.-художеств. ж. «Сдвиг», оформлении агитпоездов, в выставках (1918, 1921, 1925). Рецензент Г. В. Ветров писал в «Советской правде» о выставке 1925 (332 работы), что 3 художника с достаточной убедительностью отражают 3 течения в совр. живописи: реалистов (в основе их творчества «момент сам по себе»), неоэкспрессионистов («момент в субъективном восприятии») и экспрессионистов («только динамика момента»). К первым он отнес Лебедева, ко вторым — Русакова (цветная Г.: «Японки», «Танец Алмеи»), к третьим — Самохвалова (графич. листы: «Москва в разруху», «Рабочее строительство», «Буржуазные девицы», «Цирк», «Балерина», тушь). Кроме них он отметил худ. Корабельникова и Фехнера. В 1930-е гг. графич. деят-сть «упорядочилась» диктатом цензуры. В область приехали выпускники высших и ср. художеств. учебных заведений: Л. П. Белкина, Е. В. Никольский, Н. В. Никулин, О. П. Перовская, А. П. Сабуров, Б. Н. Скребнев, С. В. Солдатов, В. Л. Талалай, А. Е. Тарасов, М. И. Ткачёв, А. П. Харин, В. Н. Челинцова, Т. В. Щелкан-Руденко, Т. И. Эленкриг, В. М. Яковлев. В Магнитогорске работали командир. из центра худ. Н. М. Аввакумов, Б. И. Пророков, Г. Я. Соловьёв, Я. В. Титов. Пророков (будущий лауреат Государственной премии СССР) написал серию графич. работ «Магнитогорск строится». В Златоусте выделялись работы А. М. Сосновского и Д. Е. Яковлева (победитель конкурса на лучший эскиз нагрудного знака Всерос. союза металлистов, 1927). В годы Великой Отечественной войны с особой силой проявились свойства агитационной Г. В этот период в области было выпущено до 2 млн лозунгов и плакатов, в т. ч. печатных — 983 845 экз. Художники Чел. создали ок. 100 серий агитокон. Неизменным успехом пользовались рисов. выпуски «Боевого карандаша», расклеенные на афишных досках, в витринах магазинов, на заборах. В плакатах использовали документ. фотографию, применяли аллегорич. и символич. решения, обращались к ист. (Александр Невский, Дмитрий Донской) и былинным образам. Всего чел. изд-вом было выпущено 24 плаката общим тиражом ок. 150 000 экз.; среди них «Путь людоедов» Ткачева, «Псарня немецких банкиров» И. Л. Вандышева, «Урожая каждый пуд близит Гитлеру капут» Сабурова. Каждый номер газ. «За трудовую доблесть» (ЧТЗ) выходил с рис. С. С. Алюхина и Л. Шварцмана, к-рые за годы войны создали целую галерею изображений героев тыла. Творчество Л. А. Малышева было посв. истории Танкограда. Бригада художников под рук-вом С. Э. Блажевича создавала в художеств. мастерских завода агитационные панно, лозунги, плакаты. Среди авторов графич. работ воен. лет худ.: В. И. Балтер, Вандышев, Э. Н. Казанович, И. В. Медведев, А. С. Пруцких, Талалай, Фехнер, А. А. Щербина, П. Г. Юдаков, В. М. Яковлев. В Г. первого послевоен. 10-летия, для к-рого характерен стиль наивной представительности, активно работали художники довоен. поры: Перовская, Пруцких, Сабуров, Фехнер, Челинцова; К А. Соколов освоил технику офорта. В 1960-е гг. появилось новое поколение — «художники сурового стиля», стремившиеся освободиться от штампов, противопоставить умозрит. иллюстрированию, парадно-помпезному изображению новую образность. На первый план вышли суровые, овеянные романтикой герои — полярники, геологи, рыбаки, плотогоны. На респ., союз. выставках получали признание работы южноурал. графиков: В. И. Захарова-Холмского, Ткачева, Н. Я. Третьякова, Н. И. Черкасова. Временем расцвета Г. стали 1970-е гг. В уч. заведениях Златоуста и Магнитогорска появились художеств.-графич. ф-ты, в Чел.— художеств. уч-ще. В области строились многочисл. мастерские для художников. Резко возросла числ. графиков. Прошел ряд специализир. выставок: книжной графики (1962, 1968), акварели (1969, 1973), юмора и сатиры (1978, 1979), областные (1976, 1980, 1982) и групповая «Выставка четырех» (1984). Произв. художников области экспонировались на респ., союз, и междунар. выставках. Среди участников были: А. С. Бовкун, Н. Ф. Богомолов, В. В. Бубнов, В. Г. Витлиф, А. И. Воронов, В. В. Войцеховский, А. В. Гилёв, Л. Н. Головницкий, Ю. И. Данилов, А. А. Егоров, А. П. Иголкин, М. А. Комиссаров, Л. Н. Костина, Н. А. Кудричев, А. Н. Ладнов, З. Н. Латфулин, Б. А. Маганов, Я. Н. Мельник, А. Г. Мельников, А. Г. Пимштейн, Г. Д. Пронин, Г. И. Пустозеров, В. С. Савочкин (см. Савочкины), В. С. Сафронов, Б. Н. Скребнев, А. А. Соловьёва, В. Л. Старков, И. Х. Хасанов, Н. Е. Черкашина, С. Л. Черкашин, Ю. Г. Шубин, Е. А. Щетинкина, Г. А. Филатов, В. А. Яранцев (Челябинск); Н. И. Гарус, В. П. Жариков (см. Жариковы), В. И. Зозуля, Д. П. Максимов, Л. Г. Малей, Г. И. Мануш, А. И. Прибытов, Р. А. Сафин, А. М. Сидоров, Г. М. и П. И. Шадрины, В. С. Чеботарев, Ю. Н. Эйбушитц, П. И. Юшманов (Златоуст); В. Н. Антонов, О. С. Базылев, В. И. Голубев, В. И. Дмитриева, А. П. Енютин, А. А. Лаптев, Н. Н. Исаев, В. Ф. Подвигин, А. Р. Польских, М. В. Попелюшенко, А. В. Портнова, О. И. Савичев, Р. А. Сафиуллин, И. Д. Сорока, Ю. Г. Осовитный, А. Г. Шибанов, Г. Е. Шибанов (Магнитогорск); В. П. Козейчик, Е. В. Малых и А. В. Ураков (с. Долгодеревенское); A. И. Васман, В. А. Светланов (Копейск); B. А. Никольский (Миасс); А. Г. Фолленвейдер (Коркино). Художники обращались как к современности, так и к ист. темам, лит. и фольк. мотивам, природе. К. В. Фокин создал линогравюры «Приговор декабристам», «О Платоне», «Портрет Достоевского» и «Портрет Дзержинского»; Бубнов — серии «Рыбаки Прибалтики», «На Южном Урале»; Исаев — «Церковь. Суздаль», «Осень. Карагайка»; Енютин — «Зимний пейзаж с сорокой», «Теплый вечер»; Подвигин — серии «Узбекские мотивы» и «Северная лирика. По Вологодской земле»; Сорока — серии офортов «Мотивы Златоуста» и «Фронтовая летопись Магнитки»; Осовитный — серии «Старый город», «Старые суда». Свободное творчество сдерживалось цензурой. Так, в 1964 на выставку «Урал социалистический» не попали работы 3 художников из Магнитогорска, Златоуста, Чебаркуля, в к-рых выставком нашел «формалистические выкрутасы» (ж. «Художник», 1964, № 4). Работы В. Н. Антонова и В. Н. Дьякова долго не допускали на чел. выставки. В нач. 1980-х гг. «Выставка четырех» (Дьяков, Пронин, Черкасов, Шубин) была вновь встречена цензурой неодобрительно; персон. выставка В. П. Ваганова (Копейск) в Чел. карт. гал. по цензурным соображениям была закрыта. Своеобразной отдушиной для мн. художников оставалось обращение к мир. культуре, древнерус. иск-ву, живописи А. Рублева. Для постмодернистской Г. характерны экспрессия, напряжение и динамичность (акварели Старкова, графич. листы А. В. Старцева); для художников — «некоторая отстраненность от своего создания, ирония и цитирование произведений различных эпох, стилей, направлений» (С. Кусков). А. Ю.Данилов первым из чел. поколения постмодерна осуществил синтез графики, живописи и музыки в реальном времени. На рубеже 20—21 вв. понимание Г. расширено молодыми художниками. Е. А. Шипицына определила графич. листы С. Нефедова как метафорич. «недосказы»: они демонстративно не завершены и многослойны в своем содержании. У художников новой волны (О. И. Воробьева, С. А. Галкина, А. В. Двойных, С. И. Девятова, Е. А. Замятина, П. В. Шаповалова — Чел.; А. М. Степанов, М. Н. Столяров, В. А. Чебаков — Озерск) темой для художеств, осмысления становится любая мелочь: вилы, яблоко, горбатая чайка, бродячий дворовый пес. Так, в работах Л. А. Серовой («Друзья»), М. В. Кутя виной («Необратимость», «Весна») обычные предметы и мимолетные события обретают значимость. На выставках образ совр. мира представал в утонч. работах бр. А. В. и Д. В. Первишиных (Чел.) и нарочито грубоватых по исполнению работах Столярова. В Магнитогорске среди графиков выделялись: А. Г. Волобуев (серия рис. «Сотворение мира», «Страсти по России»), Дмитриева («Девушки с одуванчиком», «Мостик»), С. Г. Кулешова («Эльвира», «Вдохновение»), Э. А. Медер (триптих «Технологический миф»; «Серебряный мост»), Р. К. Шарафутдинов («Осенняя фантазия»). Художники расширяют смысловые и видовые возможности Г., участвуют в междунар. проектах; среди них Г. Петросова, В. М. Питиримова, Серова, А. Шипицын. В 2002 они совм. с 14 финскими художниками при участии Д. Джеймс-Леви и Шипицыной в залах ЧОКГ создали совершенно новое пространство посредством инсталляций. На выставке «Графика без границ» были представлены инсталляции: скульпт. «Ловцы снов», графич. «Китайский сосуд Ли» Пи-тиримовой, интерьерно-графич. «Штрихованное пространство» Питиримовой и Серовой, фотоинсталляции «Дактилоскопия столетия» («Прощай, оружие!..») Шипицына и Петросовой. Книжная графика (К. г.), вид Г., связ. с созданием книжной конструкции (организации элементов книги в систему). Исторически сложившаяся форма книги к 20 в. имела определ. структуру — внутр. скоординир. множество компонентов: набор и верстка текста, рубрикация, начальные, рядовые и концевые страницы, титульный лист, авантитул, фронтиспис, внутр. членение текста с помощью шмуцтитулов, спусковых и концевых полос с заставками и концовками, илл. и подрисуночными подписями, а также аппарат, включающий выходные данные, содержание (оглавление), предисловие (послесловие), аннотацию, примечания, комментарии, библиографию, приложения, сноски. Цельность книги в немалой степ. зависит от развития полиграф. базы и умения художника найти точное дизайнерское решение, ориентировать изд. на определ. круг читателей. К кон. 19 — нач. 20 вв. в ряде городов Юж. Урала появились первые типографии, в сов. время — изд-ва. В 1877 была издана первая кн.— «Книга Златоустовской земской управы» (Златоуст). В 1879 в Чел. опубл. «Первое дополнение к каталогу книг Шадрин-ской земской публичной библиотеки». В 1909 увидела свет кн. «Весь Челябинск и его окрестности» В. А. Весновского (Чел.), в 1913 вышел первый поэт. сб. «Волны» А. Вазилло (Златоуст). В сер. 1920 — нач. 1930-х гг. появились первые журналы: краеведч. «Маховик» (Златоуст; издавался в теч. 3 лет), «Сдвиг» (1925, Чел.), «За Магнитострой литературы» (1931, Магнитогорск). В 1936 было осн. Чел. книжное изд-во (ныне ЮУКИ). В этот период художники оформляли в осн. обложку. В то же время авторские разработки книг и илл. стали демонстрироваться на художеств, выставках. На дальнейшее развитие К. г. значит. влияние оказали работы художников 1920— 30-х гг.: Самохвалова, Фехнера, Челинцовой. Г. В. Ветров в 1925 писал о творчестве Самохвал ова с его «нетерпеливой манерой, твердо выжимающей сок из того, что он запечатлевает»: «Рисунок Самохвалова сложный и нервный, укалывающий мгновенно». Самохвалов оформлял 1-й номер лит.-художеств. ж. «Сдвиг»; ему принадлежат разработки первых авторских книг «самиздата» с написанными акварелью и тушью илл., где опубл. его стихи для дочерей. Кн. М. С. Гроссмана «На границе» (Челябинск, 1938), к-рую оформлял Самохвалов, свидетельствует о профес. мастерстве художника: сюжетно-тематич. илл. дополняют текст, органично сочетаются с макетом книги. В период полит, репрессий большая часть произв. Самохвалова была уничтожена. Неповторимый графич. почерк отличал работы Фехнера, оформлявшего художеств. и уч., науч.-полит. и документ. издания. Он «достиг известной высоты в обложках и иллюстрациях», как писал Ветров. Худ. Ткачев и Челинцова, работавшие в жанре К. г. с сер. 1930-х гг., в сер. 1950-х гг. вышли на общерос. уровень. У Ткачева четкий рис. сочетался с живописным пятном, как в появившихся позднее монотипиях (обложка кн. «Своими глазами» Ф. И. Панфёрова; Чел., 1942). Илл. Ткачева к произв. П. П. Бажова, Н. А. Глебова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. Н. Толстого были представлены на Всерос. выставке (1951—52). В эти годы происходило становление самобытного графич. стиля Челинцовой: сочное пятно сочетается с легкой, тонкой вибрирующей линией. В столичных изд-вах вышли в свет ее книги, нек-рые она подготовила в качестве литератора и художника одноврем. В 1963 состоялась персон. выставка работ Челинцовой в Москве. В 1960—80-е гг. в жанре К. г. работали Алюхин, Никулин, С. Я. Савочкин (см. Савочкины), Соколов, Эленкриг; начали творч. деят-сть Гилев и Филатов. С преобразованием Челябгиза в ЮУКИ (1963) при нем начал действовать художеств, совет. К работе привлекались художники из др. регионов: Л. Бирюков, Г. и Н. Бурмагины, В. В. Вагин, В. П. Кадочников, Ф. Д. Константинов, Б. А. Мокин, А. А. Рюмин, В. И. Терещенко, Ю. Филоненко и др. В Чел. состоялись гор. (1962, 1968), обл. (1976, 1980, 1882) выставки К. г. Челябинцы участвовали во всерос., всесоюз., междунар. выставках К. г. и иск-ва книги. Значит, улучшилось оформление книг, качество полиграф. исполнения книжной и журнальной продукции; участники технолог. процесса стали уделять больше внимания архитектонике книги. Структура изд. стала насыщеннее; использовались разнообразные декоративные шрифты, орнамент. композиции, предметно -сюжетные элементы. Свой вклад в развитие К. г. внесли худ.: Кудричев, Мельник, В. С. Савочкин, Сафронов, В. В. Сорокин, А. Р. Туманов, Филатов, В. В. Штукатуров, Шубин и др. Расширился диапазон использования переплетных мат-лов, форматов — от книг малого формата (т. н. книг-малюток) до альбомов. В 1972 ЮУКИ выпустило первую книгу малого формата — «Хрустальный голубь» С. К. Власовой. Туманов разработал макет (в т. ч. дизайн футляра, кожаного переплета), был автором гравюр. Книга была отмечена дипломом на Всерос. конкурсе в Москве. Книги-малютки стали своего рода брендом чел. издателей и полиграфистов. В библиографич. указатель «Миниатюрные книги СССР» были включены вышедшие в ЮУКИ книги-малютки, оформл. художниками: Тумановым («Лирика» Л. К. Тать-яничевой, 1975; «Соловьиная пора» Б. А. Ручь-ёва, 1976; «Голубь моего детства» С. Васильева, 1978; «Озеро синих гагар» С. И. Черепанова, 1980; «Самое дорогое» В. А. Богданова, 1982); Кудричевым («Весны мои» М. Д. Львова, 1977; «Товарищ ЧТЗ», 1980); Кадочниковым и Мельником («Уральские пословицы и поговорки», 1978); Мельником («Магнитка» в 4 книгах, 1979; «Пламя любви всенародной» в 3 т., 1980; «Сердце поэта», «В пути», «Моа-битские тетради» М. Джалиля, 1981; «Челябинск и челябинцы» в 3 т., 1986; «Есть в ней душа» Ф. И. Тютчева, гравюры Ф. Константинова, 1982); Мокиным («Я шел к тебе» В. В. Сорокина, 1979); Бирюковым («Штурмовой квартал» С. И. Чекмарёва, 1980); Терещенко («Оренбургский платок» И. Уханова, 1980; «Быстра реченька бежит», 1982); Реутовым («Судьбы моей основа» М. М. Люгарина, 1983). Мн. книги этой серии были отмечены дипломами на всерос. конкурсах. Художеств, оформление книги имеет особое значение при издании детской лит-ры. Первой детской книгой, выпущ. в Чел., была кн. «Базар» В. Н. Кузнецова (1937). Книги для детей издавались и в годы Вел. Отеч. войны: в 1942 — «Богатырь Мороз Иванович», «Сказка о плюшевом медвежонке» Л. А. Преображенской (оформление Фехнера) и др. В послевоен. период над книгами для детей работали Алюхин, Ткачев, Фехнер, Челинцова и др. На 2-й Всерос. выставке детской книги и К. г. (1971) были отмечены дипломами работы худ. Гилева, Ткачева, Туманова, Филатова, Шубина. Дипломов были удостоены и книги для взрослых, среди лауреатов — худ.: Бирюков, Бурмагины, Вагин, Ф. Д. Константинов, Кудричев, Мельник. Проводились выставки и конкурсы среди художников на оформление отд. изданий. Н. Е. Черкашина стала победителем издательского конкурса на оформление кн. «Базар» Кузнецова (1983). Работа магнитогорца Захарова-Холмского была отмечена на Всесоюз. выставке, посв. 800-летию «Слова о полку Игореве» (1985); илл. экспонировались на Междунар. выставке в Венеции (1986). Альбом «Искусство каслинских мастеров» И. П. Пешковой — подарочное изд., подготовл. худ. А. А. Рюминым,— удостоен диплома на книжной выставке в Лейпциге в номинации «Красивейшие книги мира» (1985). В кон. 1980-х — 1990-е гг. увидели свет изд. высокого уровня — художеств. произв. и фотоальбомы, науч., науч.-популярные и детские книги. К нач. 21 в. художник-дизайнер наряду с профес. мастерством, умением находить композиционные, конструктивные, техн., эргоно-мич. решения в оформлении печатной продукции знаком с компьютерной техникой и спец. графич. программами, совр. полиграф. оборудованием. Художники-дизайнеры используют в К. г. академич. графич. приемы, компьютерную графику и авторские разработки. В различных изд-вах вышли оригинальные авторские книги челябинцев А. Ю. Данилова и А. В. Разбойникова. В Златоусте рукописную книгу возродили Гарус (илл. и орнамент, заставки), Т. А. Поветкина (орнамент. заставки), Г. В. Полева (шрифт). Их первая работа — оформление кн. «Георгий Победоносец» К. В. Скворцова (1997). О. В. Аверкин использовал Златоустовскую гравюру на стали при оформлении обложки книги (Коран, 1999). Златоустовец Сафин в стиле 1920-х гг. оформил альманах «Маховик». В жанре К. г. работают магнито-горцы Осовитный, А. Г. Шибанов и др. Сформировался новый уровень сотрудничества изд-в с дизайнерами, художниками, полиграфистами. С ЮУКИ сотрудничали худ.: Витлиф, Данилов, А. Н. Конюхов, Б. Л. Эренбург (оформление науч., уч., краеведч. и художеств, лит-ры). Ассоциацией книгоиздателей (АСКИ) отмечена «Детская Библия» (1991). Мин-вом информ. и печати названа лучшей «Книга для чтения в 1—5 классах» (1993). Витлиф привлек к работе над ней Данилова, В. С. Савочкина, Сафронова, Штукатуровых. Дипломами на Всерос. конкурсе «Искусство книги» были отмечены работы Витлифа по оформлению серии романов Л. Буссенара (1993), энциклопедич. сб. «Игры» (1996). Конюхов обращался к документ. илл., фотографии как важному элементу художеств, образности произв. Вышедшие в изд-ве «Каменный пояс» фотоальбомы (худ.-дизайнеры Витлиф и В. Н. Чесноков) отличаются высоким уровнем дизайна и полиграф. исполнения. Фотоальбом «Челябинск-2000» отмечен дипломом Союза дизайнеров России (Москва, 2000); 5-томный альбом «Челябинская область в фотографиях» (худ. Витлиф) — дипломом в номинации «Лучший дизайн и полиграфическое исполнение издания» на конкурсе «Южноуральская книга — 2002», дипломом 2-й степ. в номинации «Искусство» на Всерос. конкурсе «Искусство книги. Традиции и поиск» (Москва, 2003), экспонировался на Междунар. книжной выставке во Франкфурте (Германия, 2003). Изд-во «Автограф» выпустило 2-томник «Челябинский академический театр драмы» (дизайн Ю. Г. Попова). С. В. Никонюк была оформлена отмеч. в Германии кн. музыканта. педагога и комп. В. В. Козлова «Маленькие тайны Сеньориты Гитары». В изд-ве работают худ.-дизайнеры: А. В. Басанов, О. И. Воробьева, Д. Ю. Малоземов, Попов, Т. X. Темерова и др. Вышедшая в изд-ве «Урал Л. Т. Д.» (см. «Аркаим») 40-томная «Библиотека Павленкова» получила спец. пр. на Всеросcийском конкурсе «Огчий дом» (1995), пр. фонда им. Н. Д. Сытина (2000); серия «Биографические ландшафты» представляла Чел. на рос. и междунар. ярмарках (дизайн серий — Данилов). Совр. дизайн, оригинальная конструкция книг, высокое качество печати были отмечены на различных выставках и конкурсах, в т. ч. междунар. В 2002 кн. «Миллион меню традиционной русской кухни» была удостоена пр. «За оригинальный дизайн и высокий полиграфический уровень книг» на конкурсе Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) «Лучшие книги года — 2002». Худ.-дизайнеры книг по кулинарии: Т. Сафаев (Москва), челябинцы С. В. Белицкая, С. А. Васильев, Данилов, В. А. Кугаевский и др. Для детей выпускаются книги нестандартной конструкции — книги-игрушки. Изд-во сотрудничает со мн. художниками — иллюстраторами детской книги, в т. ч. Е. А. Антоненковым, В. А. Буркиным, Ю. В. Гуковой (Москва), Д. Б. Непомнящим и О. С. Попугаевой (С.-Петербург), С. Р. Ковалевым (Пермь), О. В. Даниловой (Чел.) и др. С 2003 действует издат. дом «Фонд Галерея», к-рый занимается выпуском детских книг нестандартной конструкции; над ними работают худ.: Антоненков, Буркин, Гукова, К. Е. Журавлев (Москва); Непомнящий, Н. Э. Росс, В. И. Цикота (С.-Петербург); Н. В. Глутакова (Екатеринбург); Ковалев (Пермь); Белицкая, Данилов, Пархетова, Е. М. Хохлович (Чел.). Изд-во выпускает поэт, сборники, к-рые отличаются изысканностью оформления. Определ. вклад в развитие К. г. вносят художники-дизайнеры небольших изд-в, художники-педагоги.