Археологические культуры на территории Челябинской области, располож. на единой терр. и относящиеся к одному хронология, периоду совокупность остатков материальной культуры прошлого, к-рые имеют черты сходства между собой и отличия от др. В случаях, когда мат-лы слишком малочисленны и не позволяют рассматривать группу объектов как единое целое (несмотря на определ. черты сходства), специалисты классифицируют их как памятники определ. типа. Часть А. к. объединяется в рамках историко-культ. общностей, к-рые по своим масштабам (преим. территориальным) превосходят А. к. Большинство исслед. считает, что общность материальной культуры группы памятников предполагает этнич. единство населения, оставившего эти объекты. На терр. Чел. обл. выявлены мат-лы 30 А. к., отнес, к периодам от мезолита до средневековья. Многообразие А. к. обусловлено пограничным геогр. положением и сложной этнич. историей региона. Часть культур представлена единичными находками в составе инкуль-турных объектов. В Чел. обл. расположен ряд эпонимных (давших наим. археол. культурам) памятников. Недостаток данных не позволяет выделить самостоят, культуры древнейшего периода кам. века — палеолита. Для периода номадизма (см. Кочевничество) ученые предпочитают оперировать этнич. определениями. Наиб, ранней археол. культурой для Чел. обл. является янгельская культура периода мезолита. След. эпоха кам. века (неолит) представлена памятниками чебаркульской культуры, горбуновской культуры. В рамках энеолита выделены кысыкульская, суртандинская культуры, а также аятская и липчинская. К бронз. веку отнесены ямная, абашевская, синташтинская культуры; андроновская культур-но-историческая общность (с выделением внутри нее петровской, алакульской, фёдоровской культур); срубная, черкаскульская культуры; сейминско-турбинский тип памятников. Финал эпохи бронз, века представлен межовской, саргаринской, бархатовской культурами. Для периода раннего жел. века понятие археол. культуры используется только в отношении оседлого населения лесостепи и горно-лесной зоны: гамаюнская, гороховская, иткульская, саргатская культуры. В отношении кочевого населения степей археологи используют след. терминологию: алано-юэч-жийский историко-культ. тип, гунно-сармат-ская культура; бобровский, обручёвский, про-хоровский этапы. Средневековье в наст, время остается одним из наим. представл. археол. мат-лами периодов истории края. В этой связи общепризнанны понятия кушнаренковской, кара-якуповской культур; др. памятники рассматриваются в ранге культ, типов: петрогром-ского, бакальского, селенташского типа памятников и др.