Кан Альберт (1869, Ройнен, Германия — 1942, Детройт, шт. Мичиган, США), архитектор, один из ведущих специалистов в области пром. архитектуры 20 в. В 1880 выехал с семьей в США. В 1902 вместе с братьями инж. Ю. и М. Канами создал проектную компанию «Albert Kahn Associates Incorporated» (AKA). В 1920—40-е гг. принимал участие в проектировании и стр-ве автомоб. (заводы Г. Форда и «Кадиллак» в Детройте и Мичигане) и воен. заводов в США. С апр. 1929 компания выполняла заказы на проектирование заводов в России по программе индустриализации страны. Имела статус офиц. советника ВСНХ по пром. стр-ву (1930); в мае 1931 в Москве открыла офис — нац. трест по строит. планированию «Госпроектстрой». За время деят-сти в СССР (до сер. 1932) были выполнены заказы на проектирование и стр-во более 530 заводов и подготовлено ок. 4 тыс. архитекторов и инженеров. Среди проектов, выполн. компанией,— тракторный завод в Сталинграде (апр. 1929), автомоб. заводы в Ниж. Новгороде (май 1929) и Москве (стр-во в 1933) , аэропорты в Томске и Краматорске. Для Чел. обл. были выполнены проекты: сталелитейного завода и прокатного стана (Магнитогорск); автомоб. и литейного заводов (кон. 1931 — нач. 1932; не осуществлены); ЧТЗ, кузнечного и механич. цехов и др. вспомогат. объектов (Челябинск). За основу проекта производств. корпусов ЧТЗ (как и Сталинградского тракторного завода) взят стандартный модуль 1-этажного пром. здания с открытым стальным каркасом, с крышей на фермах и с шедовыми фонарями, к-рые в сочетании с частичным остеклением стен обеспечивали достаточное освещение. По предложению специалистов фирмы производств. цехи ЧТЗ были объединены в 3 больших корпуса: механич., литейный и кузнечный; при стр-ве использовались цельнометаллич. опорные колонны. Все это давало возможность сделать завод универсальным и оперативно перестраивать пр-во, что оказалось особенно важным в годы Великой Отечественной войны. Корпуса выполнены в стилистике конструктивизма, характерного для пром. архитектуры 1-й пол. 20 в. Экон. базой эффективности дизайна К. были теория организации труда Ф. Тейлора и практика работы заводов Форда; К. рассматривал проекты пром. зданий в качестве «инженерных решений». В архит. проектах общест. зданий, выполн. К. (банки, офисы, библиотеки, больницы, более 100 особняков), использовались элементы и детали различных стилевых направлений.