Колонна им. Государственного Комитета Обороны


Колонна им. Государственного Комитета Обороны, первая в годы Великой Отечественной войны паровозная колонна, сформир. в депо ст. Чел. из 5 (позднее 15) локомотивов. Названную в честь ГКО колонну организовал и возглавил осенью 1941 машинист-новатор П. А. Агафонов, его зам. по полит. части стал П. С. Шубин. В первый состав машинистов вошли В. К. Агарышев, Ф. Я. Жданов, И. А. Киселев, Л. М. Логинов, И. А. Платицын, А. П. Спиридонов, Л. И. Трошин. Все машинисты владели слесарными специальностями, сами производили ремонт паровозов в любых условиях. Внедрив на железной дороге метод кольцевой езды и следования по участку без дополнит. набора воды, водили тяжеловесные составы строго по графику, добившись значит. экономии топлива и времени, увеличения полезной работы локомотивов. Чл. бригады, обслуживающей колонну, были переведены на хозрасчет, администрацией для них были открыты лицевые счета. Паровозы колонны имели отличит. знаки — 5-конечную звезду с надписью «Колонна им. Государственного Комитета Обороны» и ромбовидную табличку «Готов к труду и обороне». Работа в колонне была организована на началах строгой воинской дисциплины. Почин машинистов депо ст. Чел. был одобрен НК путей сообщения, поддержан работниками железных дорог страны. На ЮУЖД были созданы 22 паровозные колонны, к-рые возглавили М. Куприянов (Златоуст), И. Блинов и В. Утюмов (Курган), П. Захаров (Троицк) и др. На Забайкальской магистрали было сформировано 122 колонны им. ГКО. В середине зимы 1942/43 на участке Чел.— Синарская сложилась напряж. обстановка: поезда преодолевали участок за 3—4 сут. Коллектив колонны им. ГКО в составе 11 машин (под рук-вом Агафонова) реорганизовал работу на этом участке: составы стали преодолевать его за 1 сут, нек-рые — за 12 ч; в марте 1943 участок Чел.— Синарская был выведен из прорыва. За 3 года войны колонной им. ГКО было проведено св. 2 тыс. тяжеловесных поездов, перевезено сверх нормы 150 тыс. т грузов, сэкономлено ок. 5 тыс. т топлива. Всего на ЮУ7КД паровозные колонны провели 9 тыс. тяжеловесных поездов, перевезли ок. 7 млн т грузов. Организатор движения большегрузных поездов Агафонов был удостоен орд. Ленина и звания лауреата Гос. пр. (1952).