Город Курган


Курган, город, с 1943 центр Курганской области (в 1919—23 уездный город Челябинской губернии; с нояб. 1923 по авг. 1930 окружной центр в составе Уральской области; с февр. 1924 райцентр в Урал., с янв. 1934 по февр. 1943 — в Челябинской обл.); центр металлообработки, машиностроения, хим., пищ. и легкой пром-сти. Трансп. узел, располагающий аэропортом, 2 ж.-д. и автомоб. вокзалами; регулярное сообщение установлено с Москвой, Тюменью, Омском, Екатеринбургом, Чел. Закон «О границах областного центра (города Кургана)» принят Курганской обл. думой 7 окт. 1996. К. расположен на возвыш. левом берегу р. Тобол (басс. Оби), в 1973 км от Москвы. Числ. нас. на 2006 — 342 364 чел. (в 1710 — 456 чел., в 1895 — 7376 чел., в 1917 — 40 000, в 1939 — 53 000, в 1959 — 146 000, в 1972 — 263 000, в 1989 — 355 500, в 2002 — 345 515). К. осн. на месте укрепл. сл. Царево-Курганской (Царево Городище), построенной отрядом беломестных казаков под рук-вом Т. Онисимова (Невежина) близ древнего кургана, окруж. валом и рвом и служившего становищем тат. князя, побежд. Кучумам. Вопрос о дате основания остается дискуссионным: по данным Г. Ф. Миллера, П.-С. Палласа, энциклопедич. словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона — 1553; по книге «Списки населенных мест Тобольской губернии» (1904) — 1633. Согласно сообщению проф. Миллера от 23 мая 1741, крепостное строение около сл. Царево Городище представляло собой «деревянный заплот лежачий, ров, надолбы и рогатки, мерою той крепости 850 сажен. Строена оная крепость... в 1639-м, и 1700-м, и 1729 годах». С 1660-х гг. сл. Курганская постоянно значится в ист. документах. К сер. 18 в. крепость имела тройную линию укреплений и насчитывала ок. 1 тыс. гарнизона с 28 пушками. В 1738, с устройством Ишимской линии, сл. Курганская утратила оборонное значение. В 1782 переим. в г. К., ставший адм. ц. Курганского уезда Тобольской обл. Тобольского наместничества. В 1785 был учрежден гор. герб: «в зеленом поле два серебряных кургана: по имени сего города и в знак, что оные при самом городе находятся»; герб помещался в ниж. части 2-частного щитка, в верх.— герб губерн. г. Тобольска. С 1796 К.— уездный город Тобольской губ. В 19 в. являлся начальным пунктом судоходства и пароходства по Тоболу, самым крупным торг.-пром. центром в губернии. В городе насчитывалось 5 кам. церквей, до 1000 домов, св. 150 лавок, 3 учебные заведения, об-ва попечения об учащихся и благотворит.; до 500 ремесленников; действовали до 60 фабрик и заводов (занятых преим. обработкой с.-х. продуктов), общест. собр. с читальней и ботан. садом. К кон. 19 в. оборот 4 ежегодных ярмарок превышал 3 млн руб. (осн. товар: хлеб, сало, кожи, масло коровье, мясо, картофельная патока, дичь, рыба). Гор. общест. банк, открытый в 1865 с осн. капиталом в 20 тыс. руб., имел оборот до 2 млн. В 19 в. город использовался как место ссылки декабристов, польских повстанцев (в 1895 числилось 3493 ссыльных). Первый поезд из Челябинска в Курган прибыл 4 окт. 1893. В 1914 пущена первая электростанция, открыты 2 к/т, начала действовать телеф. связь. К 1917 насчитывалось 49 предпр. (6 тыс. рабочих). В период Гражданской войны в К. находился штаб Курганского военного округа белых, формировался 1-й Волжский арм. корпус (см. Волжская группа войск) ген. В. О. Каппеля. По окончании Челябинской операции части Третьей армии белых отходили через К. за р. Тобол, прикрываясь арьергардными частями 21-го Чел., 22-го Златоуст., 1-го Красноуфим. и 3-го Исетско-Ставропольского стрелк. полков. (См. Шестая Уральская горных стрелков дивизия.) В ночь с 13 на 14 авг. 1919 Сводный кав. отряд Н. Д. Томина после ожесточ. 5-ч боя занял город, захватив неповрежд. мосты через р. Тобол, пленных и трофеи; 15 авг. 1919 отряд Томина был сменен в городе частями Пятой стрелковой дивизии. В период Великой Отечественной войны в К. было эвакуировано 15 пром. предпр. и ок. 20 тыс. чел. В 1950-е гг. получила развитие пром-сть: построены заводы «Химмаш», арматурный, колесных тягачей, деревообр. станков, автобусный, Курганмашзавод, мед. препаратов, ТЭЦ и др. 3-д мостовых металлич. конструкций — поставщик изделий на стройки Сибири и Д. Востока. Пользуются спросом на рынке колесные тягачи, автобусы, автогудронаторы, битумовозы, деревообр. станки, арматура для ат. электростанций, мор. судов, хим. з-дов, с.-х. машины. Пищ. и легкая пром-сть представлены мясокомбинатом, мельничным и птицекомбинатами, маслодельным и кож. заводами, трикот., швейной и обувной ф-ками. Действует крупнейший в стране НИИ эксперимент. и клинич. ортопедии и травматологии, осн. Г. А. Илизаровым (лауреат Ленинской пр., 1978; Герой Социалистического Труда, 1981). Высшие уч. заведения: гос. ун-т, гос. с.-х. академия им. Т. С. Мальцева, воен. ин-т Федеральной пограничной службы РФ, машиностр., пед., ин-т гос. и муниципальной службы, ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, Междунар. ун-т, Курганское отделение ф-та заочного обучения Урал. ин-та МВД РФ. Действуют 8 ср. спец. учебных заведений (машиностр., с.-х., строит., торг.-экон. техникумы, мед., муз. и культ.-просвет. и пед. уч-ща), 12 ПУ и 67 общеобразоват. школ. В К. имеются драм. театр, театр кукол, краеведч. музей, культ. центры, спорт. комплекс Ледового дворца и др. К.— родина гос. деятеля, дипломата Л. Б. Красина (1870—1926), поэта С. А. Васильева (1911—75); с городом связана деят-сть писателя В. В. Иванова, лауреата Гос. пр. СССР худ. В. Н. Горяева (1910—82).

map [0 55.4401 65.3422 8 0]