Компенсационные выплаты, денежные или иные дотации, получ. гражданами в связи с инфляцией, изменениями в оплате труда, ростом цен на потребительские товары и услуги и т. п. По сов. труд. праву К. в. производились в осн. с целью возмещения расходов работников при исполнении ими своих труд. функций (оплата служебных командировок; наем жилья; т. н. подъемные при переводе на работу в др. местность; районные коэффициенты и т. п.). С 1990-х гг., с переходом к рыночной экономике, К. в. приобрели более широкий и регулярный характер и направлены на стабилизацию жизн. уровня населения, уменьшение социальных различий между отд. категориями граждан. Около трети семей Чел. обл. имеют в своем составе получателей различных видов К. в.— дотаций, льгот, пособий, субсидий; прежде всего — семьи с детьми. К. в. производятся также учащимся, сиротам, ветеранам, пенсионерам, жертвам полит. репрессий, инвалидам, военнослужащим, пострадавшим от воздействия радиации и т. п. (см. табл.). Так, право на получение ежемесячного пособия на ребенка до достижения им 16 лет (на учащегося общеобразоват. учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет) имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), если среднедушевой доход в семье не превышает величины прожиточного минимума, установл. в Челябинской обл. (в 1990-х гг. пособия на детей выплачивались независимо от общих доходов семьи, но, по разным социально-экон. причинам, нерегулярно, с большими задержками. Образовавшаяся многолетняя задолженность по Челябинской обл. в 1 млрд руб. была погашена только в 2004; см. Доходы населения). К. в. в соответствии с Труд. кодексом РФ получают граждане: при исполнении ими гос. или общест. обязанностей (присяжные заседатели, доноры и др.); при вынужд. прекращении работы не по вине работника и в иных случаях. В 2003 впервые в полн. объеме (1058 млн руб.) в Челябинской обл. профинансировано выполнение федерального закона «О ветеранах». Приобретено 407 автомобилей для инвалидов войны. Ден. компенсацию на трансп. обслуживание получили ок. 6 тыс. ветеранов. Приобретено 3300 санаторных путевок на 28 млн руб. Предоставлены льготы на услуги связи на 51 млн руб. Реализуя федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обл. органы социальной защиты приобрели и распределили (на льготных условиях или бесплатно) лекарств. средства среди 95,4 тыс. инвалидов, 4157 инвалидам оказана бесплатная стоматологич. и ортопедич. помощь, предоставлены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретению топлива. Выданы 342 автомобиля инвалидам, стоявшим в очереди в 1989—96, выплачены компенсации на трансп. расходы и т. д. В 2002 впервые через органы социального обеспечения в Челябинской обл. осуществлялось финансирование расходов на предоставление льгот 30,5 тыс. гражданам, пострадавшим от воздействия радиации. В целом для возмещения затрат и предоставления льгот ветеранам, инвалидам, пострадавшим от радиации, и др. подобным категориям граждан в 2002 только из фонда компенсаций федерального бюджета было выделено ок. 86 млн руб. (см. также; Безработица, «Дети России»). В 2002 субсидии на оплату жил.-коммунальных услуг получили 115 тыс. семей (по 177,78 руб. в месяц на семью), что в 3,9 раза больше, чем в 2001. Почти треть населения области (1114,6 тыс. чел.) в 2002 пользовалась льготами по оплате услуг ЖКХ. Одной из важных составляющих доходов населения являются К. в. и дотации в связи с ростом потребит. цен, инфляцией. Отношение реального уровня инфляции к уровню миним. заработной платы стало учитываться только с сер. 1990-х гг. И тем не менее даже «осовремененный» с помощью поправочных коэффициентов заработок вышедшего на пенсию гражданина оказывался в 3 раза меньше учитываемой среднемесячной зарплаты работающего. С 2002 начал действовать новый порядок назначения пенсий. В федеральных законах, принятых в кон. 2001, впервые были определены условия, при к-рых должна проводиться индексация пенсий. Гл. из них — уровень инфляции (если он выше 6%). В 2002—03 пенсии пересчитывались 5 раз. В 2003 ср. ежемесячный размер пенсии по Челябинской обл. увеличился на 288 руб., ежемесячное увеличение расходов на выплату пенсий составило 230 млн руб. Индексация пенсий позволила сохранять их миним. размер на уровне миним. размера оплаты труда (МРОТ). К 2001 миним. пенсия составляла ок. 60% МРОТ. После 2001, когда была установлена совокупная выплата пенсий (страховой и базовой частей) в размере не менее 600 руб., они сравнялись. Для индексации пенсий использовались 2 способа: линейный (увеличение пенсий в кратное число раз пропорционально росту миним. пенсии; при этом сохранялось соотношение между миним. и макс. пенсиями 1:3) и дифференциальный (К. в. пенсионерам с учетом индекса роста цен). Получателям миним. пенсий К. в. осуществлялись полностью, остальные пенсионеры получали их в зависимости от своей материальной обеспеченности. С 1994 стал применяться комбинир. способ индексации: увеличение миним. пенсии одноврем. с ростом МРОТ, а в промежуточные периоды — выплата твердых компенсационных надбавок с учетом уровня инфляции. Тем самым не допускалось большого разрыва между миним. и макс. размерами пенсий. С учетом динамики цен происходил и пересмотр ставок, окладов работающих на предпр. разных форм собственности при заключении труд. коллективных договоров. В соответствии с федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» с 1996 начали осуществляться выплаты предварит. компенсаций по вкладам граждан в Сбербанк, внес. до 20 июня 1991. Порядок проведения предварит. компенсации вкладов ежегодно утверждается Прав-вом РФ. В 2004 обл. прав-во взяло на себя компенсацию процентной ставки по банковским кредитам субъектов малого бизнеса. К. в. осуществляются за счет средств, направляемых орг-цией (независимо от ее организационно-правовой формы) на оплату труда. Нек-рые организации, воинские формирования, органы соцзащиты, финансируемые из бюджетов различных уровней, используют для К. в. средства этих бюджетов.