Контрактная служба, вид службы в Вооруж. Силах РФ; система комплектования Вооруж. Сил. В кон. 20 — нач. 21 вв. ряд факторов, в т. ч. полит., идеологич., демографич., экон. и социальных, оказал негативное воздействие на состояние системы комплектования ВС страны, сократил возможность призыва граждан на военную службу в объеме, обеспечивающем потребности обороны и безопасности гос-ва. При этом совр. средства, формы и способы вооруж. борьбы выдвинули новые требования к профес. подготовке военнослужащих. Возникла проблема профессионализации армии, перехода к комплектованию ее военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, заключ. гражданином (военнослужащим) с Мин-вом обороны РФ. Заключение контракта, прекращение его действия, а также иные отношения, связ. с ним, регулируются федеральными законами «Об обороне» (1994, 1996), «О воинской обязанности и военной службе» (1998), «О статусе военнослужащих» (1998), а также законодат. и иными нормативными правовыми актами РФ. Эти документы определяют порядок прохождения воен. службы по контракту и статус военнослужащих-контрактников. На основании Послания Президента РФ Федеральному Собр. РФ в 2003 была разработана федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004—07. Осн. разработчики программы: мин-ва обороны, финансов, экон. развития и торговли, внутр. дел и ФСБ. Ее реализация должна была обеспечить переход к профес. армии, совершенствование боевой готовности воинских частей и соединений за счет повышения уровня боевой подготовки и профес. мастерства военнослужащих-контрактников. Программой предусматривались: изменения условий расквартирования военнослужащих (рек-ция казарм и их переоборудование в воен. общежития упрощ. типа, стр-во новых; развитие социальной и инженерной инфраструктуры воен. городков); создание условий для устойчивого функционирования системы комплектования ВС РФ. Благодаря этим меропр. была снижена сложившаяся в об-ве неудовлетворенность существующей системой комплектования армии РФ, созданы предпосылки для сокращения с 2008 срока действительной военной службы по призыву до 1 года. С целью повышения привлекательности воен. службы по контракту предусматривались: выплата дифференцир. надбавки за особые условия боевой подготовки; компенсация за поднаем жилья семейным военнослужащим; обеспечение контрактников вещевым имуществом в пределах установл. законодательством РФ норм; создание условий для реализации прав военнослужащих (на мед. обеспечение, в т. ч. установление ежегодных компенсаций за санаторно-курортное лечение; на оплату проезда военнослужащих и чл. их семей к новому месту службы, в т. ч. ежегодных компенсаций за расходы на проезд к месту отдыха и обратно); стимулирование выполнения боевых задач и задач боевой подготовки в особых (полевых) условиях; предоставление права на получение бесплатного высшего или ср. спец. образования. На реализацию всей программы было выделено 79 091,65 млн руб. (в ценах 2003). На территории Челябинской обл. отбором кандидатов на военную службу по контракту занимаются обл., районные, гор. военные комиссариаты совм. с Главным управлением занятости населения Челябинской обл. и территориальными центрами занятости населения. Работники обл. и территориальных комиссариатов регулярно выступают в СМИ, на крупных предпр. и в орг-циях с разъяснением законов о К. с., сообщениями о том, как они реализуются. Ежегодно в Челябинской обл. контракты о призыве на военную службу заключают более 500 чел. Они служат во всех родах войск, выполняют боевые задачи в зонах воен. конфликтов. За время существования К. с. в боевых действиях приняли участие 1948 южноуральцев, 122 чел. получили ранения, 55 погибли. С принятием пост. Прав-ва РФ от 25 авг. 2003 кол-во контрактников постоянно увеличивается.