Корабли


Корабли, суда, плавучие сооружения, предназнач. для выполнения определ. хоз., воен. задач, науч. исслед., водного спорта и др.

Корабли, построенные в период Великой Отечественной войны на средства жителей Челябинской области. Под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» труженики тыла участвовали в сборе средств и теплых вещей для бойцов действующей армии; вносили средства в Фонд обороны, на строительство танк. колонн, авиац. эскадрилий, К., подводных лодок, катеров, береговых батарей. В нач. янв. 1943, в связи с приближением 25-й годовщины Кр. Армии, молодые рабочие ММК выступили инициаторами сбора средств на постройку К. Пост. Челябинского обкома ВЛКСМ, к-рым рекомендовалось поддержать почин магнитогорцев, широко развернув сбор средств на строительство воен. К., было передано райкомам и горкомам комсомола по рации 8 янв. 1943, на след. день опубл. в местных газетах. Во время радиомитинга, провед. Чел. обкомом комсомола 13 янв., рабочие пром. и с.-х. предпр., служащие, учащиеся рапортовали о ходе акции, к-рая находилась под контролем 1-го секр. обкома ВКП(б) Н. С. Патоличева. В февр. обком ВЛКСМ телеграфировал в Москву, что за месяц в области собрано св. 55 млн руб. В марте в адрес молодежи Чел. обл. поступила благодарность Верховного Главнокомандующего за активную работу по сбору средств на строительство боевых К. для ВМФ. Собранные жит. области средства были направлены на строительство и переоборудование 2 боевых подводных лодок, к-рым указом наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова были присвоены наим. «Челябинский комсомолец» и «Ленинский комсомол». Подводные лодки класса малых К. (М-105 и М-106) имели след. характеристики: дл. 44,5 м, шир. 3,3 м, водоизмещение 254 т, глубина погружения 60 м (в боевых условиях погружались на глуб. до 90 м), скорость в надводном положении 14 узлов, в подводном — 8 узлов; вооружение: 45-мм пушка на палубе и 2 носовых торпедных аппарата; числ. экипажа 18—23 чел. Доставл. на С. лодки были переданы Сев. флоту 17 марта 1943. В состав чел. делегации входили бригадир передовой комс. бригады ЧТЗ Д. Дадонов, сталевар ММК А. Кривонос, комбайнер из Соснов. района А. Черноиванов, победительница соревнования среди молодежи Миасского автомоб. завода (Лиза, фам. неизв.). После поднятия воен.-мор. флагов чл. делегации вручили морякам наказ от челябинцев. Лодки успешно прошли швартовые испытания, выходили в море, где экипажи отрабатывали срочное погружение, всплытие и т. д.

«Челябинский комсомолец», подводная лодка М-105. Построена на кораблестроит. заводе в Сормово, доставлена по жел. дороге в Северодвинск, откуда после доводки прибыла своим ходом в г. Полярный. Лодка считалась одной из лучших именных «малюток». Под командованием капитана 3-го ранга В. Н. Хрулёва за год действий на Сев. флоте совершила 10 боевых походов, потопила 6 трансп. средств противника общим водоизмещением ок. 40 тыс. т, выполняла спец. задания. Экипаж лодки за боевые заслуги трижды был награжден Почетными грамотами наркома ВМФ. О своих боевых успехах подводники докладывали в телеграммах, направлявшихся в Чел. Южноуральцы в письмах поздравляли моряков с победами, рассказывали, как несут фронтовую вахту на заводах, рудниках, полях. В мае 1944 лодка была перебазирована по жел. дороге на Черноморский флот. Экипаж занимал 1-е места по боевой и полит. подготовке среди кораблей Черноморского флота. В марте 1948 по приглашению Челябинского обкома ВЛКСМ область посетила делегация в составе секр. комс. организации лодки старшины команды радистов-акустиков Н. Хомутова и старшины 2-й статьи В. Ефимова, к-рые побывали в колхозах, совхозах, уч. заведениях. В дек. 1950 лодка была передана в состав 3-го дивизиона 2-й Констанской орд. Ушакова бригады подводных лодок Черноморского флота, где продолжила службу в качестве корабля 3-го ранга. Исключена из боевого состава 17 авг. 1953, переведена в класс опытных кораблей; списана как технически устаревшая 27 авг. 1955; экипаж был расформирован. Почет. наим. «Челябинский комсомолец» было присвоено 18 янв. 1963 дизельной подводной лодке под командованием капитана 2-го ранга Р. А. Кетова. Субмарина несла боевую службу в океанских походах в составе Сев. флота. Личный состав набирался преим. в Челябинской обл., шефствовавшей над «Челябинским комсомольцем».

«Ленинский комсомол», подводная лодка М-106 (однотипная с М-105). Была заложена 30 окт. 1940, спущена на воду 10 апр. 1941. Первонач. предполагалось ее использовать при охране границ в Черном и Каспийском морях. С началом войны лодка была доставлена с Ю. страны к Белому морю. На Северодвинском заводе на собранные жит. Чел обл. средства техн. характеристики лодки доведены до требований, предъявляемых при плавании в сев. широтах. Весной и летом 1943 подлодка под командованием капитан-лейт. П. С. Самарина совершила 2 боевых похода в район Варангер-фьорда (Норвегия) и на позицию к северу от Варде. Отправл. в очередной поход 30 июня 1943, контролировала позицию между мысами Берлавог и Маккаур. Была обнаружена нем. противолодочными кораблями и потоплена. Экипаж лодки погиб. В память о подлодке М-106 имя «Ленинский комсомол» было присвоено 9 окт. 1962 первой в СССР ат. подводной лодке К-3 под командованием капитана 2-го ранга Л. М. Жильцова.

Корабли, названные в честь городов Челябинской области. В 1997 Чел. обл. вошла в межрегион. Ассоциацию субъектов РФ и городов, шефствующих над К. и частями Сев. флота.

«Златоуст», название неск. речных и океанских судов. Первым его получил пароход, совершавший в нач. 20 в. рейсы по рр. Белая и Кама. В окт. 1959 так был назван грузовой теплоход, построенный на Горьковском судостроит. заводе «Красное Сормово». Он совершал рейсы по р. Каме. Океанский грузовой теплоход «Златоуст» Азовского мор. пароходства (порт приписки Мариуполь) — одно из самых больших в СССР сухогрузных океанских судов: 190 м в дл., 23 — в шир. С грузом в 23 тыс. т судно развивает скорость 17 узлов. Теплоход оборудован совр. навигационными приборами, автоматикой. Построен в г. Гдыне (Польша). Гос. флаг СССР был поднят на теплоходе «Златоуст» 2 июля 1969. «Карталы», название танкера Главного управления «Севрыба» Мин-ва рыбной пром-сти СССР. Построен на верфи г. Турку (Финляндия). Спущен на воду 5 июля 1953. Водоизмещение 1981 т, грузоподъемность 1100 т, мощность гл. двигателя 1140 л. с. Приписан к Мурманскому мор. рыбному порту. Танкер обеспечивал топливом и водой промысловые суда, находившиеся в Баренцевом, Норвежском и Сев. морях.

«Магнитогорск», назв. 3 судов (в разные годы). Первым был пароход «Новгород» Балтийского пароходства, переим. в 1930-е гг. в «Магнитогорск» (капитан С. Г. Фальк). В 1941 в нем. порту Данциг его экипаж в полн. составе был снят с судна и отправлен в концлагерь. Впоследствии пароход от прямого попадания авиабомбы затонул на р. Эльбе недалеко от Гамбурга. В 1946—68 имя «Магнитогорск» носило судно Дальневост. пароходства, перевозившее грузы, в т. ч. для воюющего Вьетнама. В кон. 1960-х гг. сухогруз передан в состав торг. флота Болгарии и получил назв. «Захарий Стоянов». По инициативе собкора «Комсомольской правды» А. М. Семинога в Москву было направлено открытое письмо магнитогорцев (его подписали поэт Б. А. Ручьёв, газовщик домны ММК В. А. Смеющее, заслуженный деятель иск-в РСФСР С. Г. Эйдинов и др.) с предложением присвоить одному из строившихся К. имя города. Назв. «Магнитогорск» получил новый ролкер (грузовое судно), построенный в Финляндии, дедвейтом ок. 23 тыс. т. Сов. флаг на «Магнитогорске» был поднят 14 мая 1976. Площадь 6 палуб ролкера составляла 17 тыс. м2; скорость — 22 узла; дл.— 206 м' дальность плавания до 30 тыс. миль. В системе мор. флота СССР «Магнитогорск» (капитан Б. В. Смирнов) стал самым крупным сухогрузом. Ролкер ходил по маршруту Ленинград — Куба — Америка. В 1997 судно продано за границу и переименовано.

«Магнитогорский комсомолец», подводная лодка в составе Краснознам. Сев. флота. Заложена 4 дек. 1973 на стапелях завода «Красное Сормово» (Горький). Спущена на воду 22 окт. 1974; после гос. испытаний принята в состав ВМФ СССР (30 сент. 1975, порт приписки г. Полярный). По инициативе молодежи Магнитогорска и в честь 50-летия ММК приказом Главнокомандующего ВМФ 9 июня 1980 подводной лодке присвоено наим. «Магнитогорский комсомолец». Комс. орг-ция города взяла над ней шефство, горком ВЛКСМ направлял для прохождения службы на подлодке лучших новобранцев. В Магнитогорске действовал резервный экипаж (до 100 чел.) из числа бывших подводников под рук-вом И. Иванова и И. Костенко. Город и лодка обменивались делегациями; на Сев. флот отправлялись подарки для земляков и сослуживцев к Дню Сов. Армии и ВМФ, др. праздникам. В кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. шефские связи ослабли; были возрождены в кон. 1990-х гг. К этому времени «Магнитогорский комсомолец» выработал свой ресурс и был списан. Его место заняла др. лодка, получившая назв. «Магнитогорск». На нее вновь направляют служить молодых магнитогорцев, налажен обмен делегациями. Администрации города и Ленинского района Магнитогорска только в 2002 отправили на Сев. флот 6 т грузов, предназнач. для ремонта казармы подводников и самой субмарины, бытового обустройства моряков. Зам. главы администрации Орджоникидзевского района В. В. Чуприн, зачисл. нештатным матросом на лодку, неоднократно бывал у подводников, ходил с экипажем в открытое море, участвовал в погружении.

«Челябинск», название 2 надводных и 1 подводного кораблей. Ат. подводный крейсер «Челябинск» — один из самых совр. К. ВМФ. Построен на верфях Северодвинска и зачислен во флотилию Сев. флота 29 дек. 1990. С 1991 — в составе Тихоокеанского флота. Дл. атомохода 158,8 м, шир.— 29, выс.— 16, водоизмещение 25 тыс. т, скорость 25 узлов, глуб. погружения 480 м. Подводный крейсер несет 24 тактич. ракеты, способные поразить цель на расстоянии до 1000 км. Для экипажа оборудованы тренажерный зал, сауна, солярий, уголок отдыха (с установкой, имитирующей природные запахи — лесного, горного воздуха и т. п.). В 1992—94 экипаж «Челябинска» был признан лучшим по флотилии, в 1997 — по флоту. В 1998 за успешное решение задачи особой гос. важности группа офицеров, мичманов, старшин и матросов была представлена к гос. наградам, командир К. капитан 1-го ранга С. Яркин и 2 старших офицера — к званию Героя России. В составе экипажа ат. крейсера служат и челябинцы. Теплоход «Челябинск» построен в 1920 в США, первонач. назывался «Кеевер». Двухмачтовый К. имел 5 трюмов, на вооружении — 3- и 4-дюймовые пушки, 8 крупнокалиберных пулеметов (20-мм) «Эрликон». 13 марта 1945 вместе со 6155 т груза был передан СССР и переим. В годы Великой Отечественной войны судно доставляло грузы по ленд-лизу из США. В августе— сент. 1945 «Челябинск» принимал участие в воен. действиях у берегов Сев. Кореи и Курильских островов. В 1950-е гг. был списан, использовался в дальнейшем в качестве студенч. общежития. Затоплен на входе в бухту Большой Камень (Приморский край). Совр. теплоход «Челябинск» — крупнотоннажное судно. Построено в 1984 в ГДР, приписано к порту Владивосток. В 2000 на его борту было перевезено 272 тыс. т груза. Теплоход прошел 47 тыс. миль на маршрутах Дальневост. мор. пароходства.