Коррекционное образование, специальное (коррекционное) образование [С(К)О]. Политика гос-ва в сфере С(К)0 (согласно закону РФ «Об образовании»; ст. 50, п. 10) направлена на предоставление гарантий доступности образования для детей и подростков с отклонениями в развитии. С первых лет Советской власти создавались спец. уч. заведения (классы, группы), обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в об-во детей-инвалидов, детей с отклонениями в физ. и умств. развитии (в дорев. период в России учреждений такого типа не было; существовали детские приюты; см. Детские дома). На территории, ныне входящей в Челябинской обл., первые спец. уч. заведения появились в 1920—30-х гг. В 1922 в Чел. открылась школа для глухих детей (первый дир. О. Н. Лузина; ныне школа-интернат № 12); в 1933 — школа-интернат для слепых детей в Троицке [первый дир. Е. А. Серединская, кавалер орд. Трудового Красного Знамени; ныне спец. (коррекционное) уч. заведение 3—4-го вида для детей с нарушениями зрения]. Школа для глухих детей в Магнитогорске (первые дир.: П. А. Ширинкина, П. И. Щербакова; ныне спец. школа-интернат № 35), открытая в 1935, в годы Великой Отечественной войны приняла 78 уч-ся из Ленинграда. В послевоен. период в Златоусте была создана школа для детей с отклонениями в развитии (1954, первый дир. Н. А. Гладких; ныне школа-интернат № 31). В кон. 1950-х гг. открылось 9 спец. общеобразоват. учреждений, в т. ч. школа 8-го вида № 7 в Чел. (1956), школа-интернат 8-го вида в Копейске (1958), вспомогат. школа-интернат в Карабаше (1958; с 2003 воспитанницы проходят практику по обслуживанию тяжелобольных в отделениях гор. больницы). Активное развитие С(К)0 получило в 1960-х гг. В этот период начала формироваться обл. логопедич. служба. В 1966 создана спец. школа-интернат № 5 для детей с тяжелыми нарушениями речи (дир. заслуженный учитель РФ А. В. Соколов; ныне чел. школа-интернат № 11 — базовая площадка Мин-ва образования и науки Чел. обл. по логопедии). На базе нек-рых общеобразоват. школ открылись логопедич. пункты, была создана психолого-медико-пед. комиссия по комплектованию спец. школ; возглавила эту работу Р. П. Толстикова (Кройер). Мн. сделали для открытия спец. школ-интернатов и логопедич. пунктов Кройер, В. А. Лазовская, Э. И. Мотовская, И. А. Сергеева — единств. в то время дипломир. специалисты. Поддерживалась связь с Моск. НИИ дефектологии РАО. Началась активная подготовка кадров в спец. вузах Москвы, Ленинграда. Проводились курсы, семинары, конф.; было организовано обл. методич. объединение логопедов. В 1968—69 открыты первые эксперимент. группы в детских садах, давшие толчок к созданию логопедич. служб на базе дошк. учреждений. Творчески работали логопеды В. А. Загвоздина, З. И. Игнатьева, Н. М. Каргаполова, В. С. Родионова, Сергеева, Н. А. Тараканова. В теч. неск. 10-летий сеть учебных заведений С(К)О была модернизирована. На базе детских домов № 5 (Миасс, 1955), № 8 (Челябинск, 1947) созданы спец. (коррекционные) образоват. учреждения: школа-интернат для слабослышащих и глухих детей и спец. школа-интернат № 13 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с задержкой психич. развития (2000). Большой вклад в развитие последней внесли: дир. Н. Я. Лисицина, В. П. Попов, Г. Г. Херсонская; педагоги А П. Эрзина, А. А. Ямнова; мед. сестра Н. М. Смольникова и др. С 2004 на базе школы-интерната ведется опытно-эксперимент. работа по теме «Социально-трудовая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В разное время спец. (коррекционные) образоват. учреждения различного вида были открыты: в Катав-Ивановске (школа-интернат 8-го вида); Коркино (№ 1, в пос. Роза); пос. Магнитка Кусин. района (8-го вида), Кыштыме (школа № 5 8-го вида); Магнитогорске (школы и школы-интернаты: № 15, 24,52; «Семья» — для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторная школа-интернат № 2 для детей, страдающих сколиозом; в структуру школы-интерната 2—8-го видов № 4 входит загородная база «Сосновый бор»; на базе интерната № 44 создан реабилитационный центр); Ниж. Уфалее (школа-интернат8-го вида); Озерске (школы и школы-интернаты № 30, 36, 40; детский сад № 33; в 1981 на базе школы-интерната № 37 организован санаторий для детей с миопией); Пласте (школа-интернат 8-го вида), Сатке (школа-интернат8-го вида № 20); Снежинске (детский сад компенсирующего вида «Снежинка», школа-интернат 8-го вида № 128); Трехгорном (школа-интернат 8-го вида № 111), Троицке, Усть-Катаве (7—8-го вида); Чебаркульском районе (школа 8-го вида № 10, в с. Пустозерове); Чел. (№ 7, 10, 60, 72, 83, 127; детский сад № 31, ясли-сад-школа № 401 — эксперимент. площадка по отработке модели уч.-территориального комплекса «детский сад — школа», школа-интернат № 4 — обл. комплекс по реабилитации детей и подростков с нарушением опорно-двигат. аппарата); а также в Аргаяш., Соснов. и Уйском р-нах (школа-интернат 8-го вида). Мн. спец. (коррекционные) образоват. учреждения (школа, школа-интернат) оснащены уч.-производств. мастерскими, оргтехникой, имеют свой автотранспорт; во мн. из них созданы принципиально новые коррекционные и реабилитационные службы. Наряду с производств. профессиями (переплетчик, слесарь, столяр, швея и др.) учащиеся овладевают кулинарным делом, вязанием на машинах, резьбой по дереву, цветоводством, осваивают компьютерные технологии. Многие из выпускников школ-интернатов успешно адаптируются в об-ве, продолжают учебу в спец. уч-щах (см. Профессиональные училища-интернаты для инвалидов). В чел. школе-интернате № 12 обучается ок. 250 уч-ся из Чел. и области по 4 программам, дающим знания по осн. уч. дисциплинам, а также навыки самостоят. связной речи. Уч.-воспитат. процесс осуществляют 87 учителей и воспитателей, в т. ч. заслуженного учителя и почет. работники общего образования РФ. В магнитогорской школе-интернате № 35 работают 80 педагогов, среди них пед. династии. Мн. сделали для развития уч. заведения М. А. Ануфриева, М. М. Нищева, Н. П. Плотникова, Н. И. Тросиненко, А. С. Халявин. Златоуст. школой-интернатом № 31 (дир. В. В. Панков) налажено сотрудничество с обув. ф-кой (с 1975), где в пошивочном цехе учащиеся приобретают профес. навыки. Выпускники школы продолжают учебу в ПТУ № 96 по профилям: обув. и швейное дело. Уч.-воспитат. процесс осуществляют 70 квалифицир. педагогов. С целью своеврем. выявления отклонений в физ. и умств. развитии детей и оказания им комплексной психологопед. и мед.-социальной помощи в Челябинской обл. было создано 8 центров диагностики и консультирования (см. Психолого-медико-педагогическая служба). В июне 1992 открыт обл. Центр диагностики и консультирования (дир. А. К. Виноградов); в 1994 такие центры были организованы в Ленинском (дир. Н. А. Скупцова), Металлург. (Л. А. Шаповалова), Центр. (О. Ю. Рудакова) р-нах Чел.; в 2001 — в Сатке (дир. Т. Б. Титова), в Уйском районе (Л. П. Хохлова). В Златоусте, Копейске, Коркино, Кыштыме, Миассе, Троицке, Чебаркуле, а также в Красноарм., Кусин., Сосновского районах функции центров выполняют психолого-медико-пед. консультации. В кон. 2003 в Чел. открылся обл. Центр психолого-пед. реабилитации и коррекции (единств. в Уральском регионе), оказывающий комплексную помощь детям с ранним аутизмом, тяжелыми дефектами развития, с нарушениями слуха по программе вечерней (сменной) школы (дир. Л. Е. Селиверстова). В настоящее время С(К)О в Челябинской обл. охвачено ок. 44 тыс. детей и подростков. Для детей с отклонениями в развитии в области функционируют 55 учреждений 8-го вида, оказывающих образоват. услуги. В ср. общеобразоват. школах создано 1400 спец. классов для 18 700 детей с отклонениями в развитии. В образоват. системе Чел. обл. св. 2 тыс. детей обучаются на дому (из них 1077 школьников с отклонениями в развитии). Одна тысяча детей, нуждающихся в длит. лечении, обучается в 4 оздоровит. образоват. учреждениях санаторного типа; для 4835 детей группы риска создано 328 классов компенсирующего обучения в общеобразоват. школах. В 9 спец. (коррекционных) образоват. школах-интернатах учатся 1050 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В системе С(К)0 работает ок. 10 тыс. квалифицир. педагогов. Подготовку специалистов осуществляют: ЧелГУ (спец. психолог), ЧГПУ (учитель начальных классов, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), ЮУрГУ (психолог), а также филиал ф-та спец. педагогики Урал. гос. пед. ун-та (Екатеринбург; олигофренопедагог, логопед). Большую методич. помощь педагогам оказывает кафедра коррекционной педагогики ЧИДПОПР. При Мин-ве образования и науки Чел. обл. создан совет по С(К)0, работающий на общест. началах. Благодаря деят-сти Чел. регион.отделения общерос. благотворит. организации помощи инвалидам «Специальная Олимпиада России» (представляет в Междунар. олимпийском к-те интересы спортсменов с отклонениями в умств. развитии) дети и подростки с умств. и физ. недостатками получили возможность участвовать в соревнованиях всерос. и мир. уровня (с 2002). В 2003 учащийся Снежинской школы-интерната 8-го вида С. Логинов завоевал 2 золотые и 1 бронз. мед. по плаванию на Всемирных летних спец. Олимпийских играх в Дублине (Ирландия). В 2004 (в соответствии с календарным планом Всерос. спец. олимпийских игр) прошли обл. соревнования по баскетболу, легкой атлетике, лыжным гонкам, мини-футболу, настольному теннису, плаванию. В 2005 учащиеся спец. (коррекционных) учреждений приняли участие во всерос. отборочных соревнованиях. Гимнасты чел. школы-интерната № 9 стали победителями по всем видам многоборья (Воронеж), завоевали 1-е место по плаванию (С.-Петербург); пловцы спец. (коррекционного) образоват. учреждения № 128 Снежинска завоевали 11 золотых и 1 серебряную мед. На всерос. соревнованиях по легкой атлетике и настольному теннису в Омске спортсмены Чел. обл. получили 5 золотых, 8 серебряных и 7 бронз. мед.; из них: 3 золотые, 1 серебряную, 1 бронз. мед.— атлеты Есаульской школы-интерната Сосновского района; 1 золотую, 2 серебряные и 3 бронз.— Лазурненской спец. школы Красноарм. р-на; 1 золотую, 4 серебряные и 2 бронз.— чел. спец. (коррекционной) школы № 9. Семь учащихся спец. школ Чел. обл. (3 пловца, 2 легкоатлета и 2 гимнаста) вошли в сборную команду России для участия в спец. Олимпиаде (2006, Рим). Чел. регион.отделение Общерос. благотворит. организации за активную работу по организации спорт. меропр. среди школьников с отклонениями в развитии (в рамках спец. Олимпиады России) удостоено гранта Европ. отделения Special Olympics (2004). Среди воспитанников школ системы С(К)О — призеры обл., всерос. фестивалей, конкурсов, в т. ч. фестиваля «Хрустальная капель».