Кричный передел, процесс рафинирования чугуна (удаления избыточных кол-в углерода, кремния, марганца) для получения ковкого кричного (сварочного) железа. Получать железо путем обезуглероживания чугуна и ошлаковывания примесей в спец. горнах начали примерно в 14 в. К. п. осуществлялся в кричном горне, куда на слой горящего древесного угля над фурм. зоной помещались чушки чугуна, к-рый плавился, стекал вниз. Рафинир. продукт скапливался на поду горна, где под окислит. воздействием железистого шлака дополнительно обезуглероживался, образуя крицу (твердую губчатую массу железа с низким содержанием углерода, серы, фосфора и кремния и со шлаковыми включениями, заполняющими поры и полости) массой 50—100 кг. Готовая крица извлекалась из горна и проковывалась молотом (для уплотнения, выжимания шлака) в полосы сортового железа. В среднем за год продукция кричного горна составляла ок. 4850 пуд железа. Широкое распространение способ получил в 17—18 вв.; в России и Швеции, располагавших чистыми рудами и древесным углем, сохранялся до нач. 20 в., несмотря на то что в 1784 был предложен более соверш. пудлинговый процесс, а в сер. 19 в.— мартеновский. Кричные ф-ки — цехи, в к-рых производилось железо из чугуна или путем непосредств. восстановления железа из жел. руды,— действовали на Каслинском железоделат. (см. Каслинский машиностроительный завод), Катав-Ивановском (см. Катав-Ивановский литейно-механический завод), Усть-Катавском (см. Усть-Катавский вагоностроительный завод) и др. заводах Южноурал. горных округов. Так, Златоуст. казенный завод (см. Златоустовский машиностроительный завод им. В. И. Ленина) в 1819 имел 2 кричные ф-ки (6 корпусов, в каждом по 2 кричных горна и молота); в 1865 — 10 кричных горнов, в 1887 — 8. Процесс передела чугуна в кричных горнах имел мн. вариантов, но единую металлург. основу. Воздух нагнетался в кричные горны мехами через чугунную трубу, пролож. позади кричных корпусов. Ковка железных криц производилась на кричных станах, состоявших из водяного колеса, стула с наковальней и стана с молотом. Каждый горн обслуживали 2 бригады, состоявшие из 2 мастеров, 2 подмастерьев и 2 работников. Смена бригад производилась по окончании выварки крицы, бригады работали по 12 ч. Бригада в составе мастера, подмастерья и рабочего на кричном горне и кричном стане за смену успевала выварить жел. крицу и расковать ее в мерные полосы, т. е. выполнить полн. объем работ по выварке и ковке 1 крицы. Технология пр-ва была примитивна, все делалось вручную: работники ломами ворочали, затем вынимали раскал. добела 7—9-пуд крицу (112—144 кг), а освобожд. горн вычищали и загружали свежим углем. Раскал. полукрицу укладывали «вверх дном» для доварки, присоединив к ней вынутые ранее из горна куски железа. Операция закладки полукрицы обратно в горн также осуществлялась вручную. Доводка крицы длилась 2—3 ч, являлась ответств. операцией, к-рую выполнял мастер. Когда крица «поспевала» (лом начинал приставать к металлу), ее извлекали (совместными усилиями 2 бригад) и при помощи ворота относили под молот. Операция обжимки крицы требовала напряж. внимания: при ударе молотом раскал. жидкий шлак мог, выплеснувшись с огромной силой, попасть на работника и вызвать у него тяжелые ожоги. После обжимки крица разрубалась топором на 7—8 кусков и проковывалась в полосы. Темп-ра в горне достигала 1300 °C, ее не выдерживал даже кожаный фартук: на кричнике иногда воспламенялась одежда. С 1840-х гг. Южноурал. заводовладельцы внедряли на своих предпр. изобрет. во Франции малокричный (контуазский) способ пр-ва железа. В нач. 20 в. иногда выделывалось кричное железо из чистых руд для приготовления высококачеств. стали. Тяжелый труд на кричной ф-ке (имевшей только естеств. вентиляцию — через трубу над горном, к-рая не обеспечивала в необходимой мере удаления газов, металлич., угольной, минеральной пыли) послужил темой урал. сказки «Кузнец и черт».