Энциклопедия Челябинской области

главнаяэнциклопедияэнциклопедия новаяобъявления
Точный Средний Глубокий

Культы степных духов

Культы степных духов. Играли важную роль в ритуальной практике народов, населявших в древности юж. районы терр., ныне входящих в состав Чел. обл. В мифологич. сознании древнего человека любые явления, объекты окружающей реальности представали как одухотвор., причем не внеш. по отношению к ним духом, а как живые, действующие в соответствии со своей волей, побуждениями. Сакральность предметов и явлений воспринималась непосредственно — как их внутр. атрибут. Наиб. ранние памятники, отражающие культовое взаимодействие человека со степными духами,— святилища каменного века на вершинах гор (археол. культовый комплекс Чека и др.). В эпоху бронзы символич. восприятие степных стихий нашло отражение в обычае устанавливать одиночные менгиры близ долговрем. поселений. С К. с. д. связаны аллеи менгиров на склонах гор. Древние и совр. кам. набросы [круглые кучи из камней (из камней и земли) или кам. столбов, иногда с воткнутым в центре дерев. столбом] воплощают известный у монг. народов культ «обо». «Обо» — одноврем. жертва и храм: каждый оставл. здесь камень — жертва и строит. мат-л для святилища. Культ «обо» связан с почитанием ландшафтных божеств — хозяев земли, воды, гор. Около «обо» раз в год совершались торжеств. приношения, в др. время путники оставляли небольшие вещи или клали новые камни в общую кучу. В 13 в., с вхождением терр. степного Зауралья в состав улуса Шибана (см. Шибана улус), начали сооружаться кам. набросы (обо), известные как жертв.-помин. комплексы. С прекращением монг. полит. и культ. влияния постепенно исчезла традиция почитания «обо». В 1-й пол. 19 в. монг. переселенцы (калмыки) вновь появились в Южноурал. степях. Возрожд. с их приходом культ. проникнув в многонац. пастуш. среду, утратил свой первонач. смысл. Устойчивость традиции сооружения кам. набросов основана на их архетипич. восприятии человеч. сознанием: возведение кам. куч и столбов является обозначением присутствия человека в окружающем ландшафте, способом освоения пространства, перевода его из неосвоенного (чуждого) в освоенное (свое). При этом грубые сооружения из необработ. камней символизируют установление связи между человеком и окружающим его ландшафтом. В степном Зауралье существуют свидетельства бытования в среде калмыцких переселенцев добуддийской культовой практики, связ. с почитанием ландшафтных духов у родников.

Вы можете дополнить или исправить текст, добавить фотографии и ссылки - правка
Поделиться:
    
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)
Энциклопедия Челябинской области
Яндекс.Метрика