Часовенное согласие


Часовенное согласие, одно из крупных религ. объединений в беспоповском старообрядчестве (староверчестве), возникшее ориентировочно в кон. 18 — нач. 19 вв. преим. на Урале и в Сибири. Обладает определ. вероисповедными и организационными особенностями: проведение богослужения только в часовнях без алтарей (из-за чего и получили свое назв.); отказ от перекрещивания последователей др. старообрядч. согласий и толков; совершение обряда крещения только в дерев. купели (кадушке); последоват. антиэтатизм («государство — царство антихриста»); сохраняющийся самоизоляционизм (эскапизм); организационная независимость общин друг от друга, отсутствие единого духовного центра; отказ от регистрации общин в органах гос. власти; высокая степень самоорганизации общин, бытовой консерватизм. На территории современной Челябинской обл. наибольшее кол-во общин было создано в горнозаводской зоне (Карабаш, Касл и, Куса, Кыштым, Миасс, Усть-Катав, Юрюзань) и юго-вост. районах (Еткуль, Уйское, Чебаркуль). По ориентировочным подсчетам нек-рых историков, на территории современной Челябинской обл. в нач. 20 в. было 149 часовен, действовали муж. и жен. скиты (монастыри). Известны имена духовных лидеров жен. скита на оз. Сунгуль, к-рый существовал до кон. 1920-х гг. Позднее скит был уничтожен, нек-рые верующие репрессированы, часть монахинь успели уйти в Сибирь. В годы Великой Отечественной войны монаш. скиты действовали достаточно свободно, но в 1950—51 были ликвидированы. На Южном Урале в воен. и послевоен. годы общины Ч. с. (точное кол-во установить не представляется возможным) действовали в различных районах. До кон. 20 в. они оставались преим. крест., большинство верующих было преклонного возраста. По состоянию на 1 янв. 2001, существовали незарегистрир. общины в Миассе, пос. Шершни, нек-рых др. насел. пунктах Чел. обл. С органами местного самоуправления не сотрудничают; религ. деят-сть носит закрытый характер, что значит. затрудняет более полн. и системное религиоведч. изучение Ч. с.