Лопухов Федор Васильевич


Лопухов Федор Васильевич [20.10(1.11).1886, Санкт-Петербург — 28.01.1973, Ленинград], артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР (1956), засл. балетмейстер РСФСР (1927). Создатель 24 оригинальных балетов, мн. танцев в оперных, драм. спектаклях и опереттах, концертных номеров. Основатель петерб. школы балетмейстерского иск-ва. Окончил Петерб. театр. уч-ще (1905; педагог Н. Легат). В 1905—09, 1911—22 артист Мариинского театра (Петрогр. театра оперы и балета), в 1909—10 — Большого театра (Москва). В 1910—11 гастролировал в США. Исполнял партии Аквилона («Пробуждение Флоры» Р. Дриго), Флера де Пуа («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Феба («Эсмеральда» Ч. Пуньи) и др., характерные танцы (испанский и чардаш в «Лебедином озере» Чайковского), сарацинский и панадерос в «Раймонде» А. К. Глазунова). Первые балетмейстерские работы: на сцене театра муз. драмы (1918) — «Сон» Н. В. Щербачева, «Мексиканский кабачок» Л. И. Гончарова; в Мариинском театре (1921) — «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (худ. А. Я. Головин). В 1922-30, 1944-45, 1951-56 Л. художеств. рук. балетной труппы Петрогр. (Ленингр.) театра оперы и балета (с 1935 — им. С. М. Кирова). В 1931—35 организатор и рук. балетной труппы Ленингр. Малого театра. В 1936—40 художеств. рук. Ленингр. хореогр. уч-ща (ЛХУ), организатор и рук. балетмейстерских курсов при ЛХУ (1937—41). Одним из первых в стране начал восстанавливать балеты А. А. Горского, Л. И. Иванова, М. Петипа, М. М. Фокина из классич. наследия («Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро»; «Конек Горбунок» Ц. Пуни, «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса). Создатель ряда новаторских балетных спектаклей, в к-рых традиции академич. хореографии сочетались с акробатич., этногр. и др. элементами [танц. симфония «Величие мироздания» на музыку Л. Бетховена (1923); «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1924); «Пульчинелла» (1926) и «Байка про Лису...» (1927) Стравинского; «Ледяная дева» на муз. Э. Грига, (1927); хореогр. драма «Крепостная балерина» К. А. Корчмарева; «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935) Д. Д. Шостаковича; «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седова (1940); «Весенняя сказка» на музыку Чайковского и Б. В. Асафьева (1947) и мн. др.]. Спектакли, поставл. Л., шли на сценах театров Ленинграда, Москвы, Киева и др. городов страны; его ученики — воспитанники ЛХУ — работали почти во всех театрах страны. С открытием Челябинского театра оперы и балета им. М. И Глинки Л. был приглашен в качестве балетмейстера (по инициативе ведущей балерины и педагога-репетитора С. М. Тулубеевой). Прибыл в Чел. весной 1957. Позднее Л. вспоминал: «Лучшие выпускники [ЛХУ.— Ред.] должны были поехать в Челябинск, где создавался тогда новый театр. И вот теперь я встретился с ними снова. Ведь почти вся балетная труппа челябинцев — выпускники нашего училища. И я от души порадовался их успехам на челябинской сцене... Все основные партии исполняет наша молодежь». В Чел. театре оперы и балета Л. поставил спектакль «Дон Кихот» (премьера 25 апр. 1957), к-рый пользовался большим успехом у зрителя, сохраняется в репертуаре (с небольшими перерывами и в др. редакциях) до настоящего времени. Вернувшись в Ленинград, Л. поставил спектакли «Баллада о любви» на музыку Чайковского в Малом театре (1959), «Картинки с выставки» Мусоргского в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1963). В 1962—67 Л. рук. балетмейстерского отделения Ленингр. государственной консерватории; профессор (1965). Среди его учеников разных лет: Г. Алексидзе, А. Асатурян, А. Дементьев, К. Боярский, Н. Боярчиков, В. Варковицкий, Г. Замуэль, Н. Маркарянц, А. Обрант, Б. Фенстер и др.