Магнитогорское авиапредприятие, предприятие по авиац. перевозкам, ФГУП. Датой создания считается 15 авг. 1930, когда на аэродроме «Зеленое поле» совершил посадку первый прилетевший на Магнитострой самолет «Юнкерс F-13», пилотируемый Ф. Н. Кононенко. Числ. коллектива сформир. авиастанции составляла 5 чел. (нач. В. В. Петров). В 1932 было построено 2-этажное здание для размещения служб аэропорта; из Магнитогорска осуществлялись почтовые рейсы в Свердловск и Москву; на аэродроме постоянно базировался самолет У-2, арендуемый ММК. Регулярное авиасообщение началось в марте 1933 с прибытия почтово-пас. 4-местного самолета «Сталь-2» из Свердловска, открывшего рейс по маршруту Свердловск — Магнитогорск (продолжительность полета составляла 2,5 ч). В марте 1935 для нужд ММК был приобретен самолет марки ЦР-5Л, доставл. на Урал пилотом И. Д. Ефимовым. В 1955 в Магнитогорск с офиц. визитом прибыл премьер-министр Индии Дж. Неру. Для встречи делегации из Магнитогорска на аэродром за необычайно короткий срок (2 нед) была проложена асфальтир. дорога; аэропорт «Зеленое поле» был переим. в Магнитогорский. Техн. база к тому времени включала 2 заправщика (БЗ, ВМЗ), 2 самолетных подогревателя МП-85, 3 самолета ЯК-12 и 1 — АН-2. В августе 1965 на базе Магнитогорского аэропорта и Чел. авиац. звена, базировавшегося в нем, была образована Магнитогорская отд. авиаэскадрилья. Первый командир — Герой Советского Союза Л. В. Дёма, первый нач. аэропорта в составе эскадрильи — А. В. Кузнецов, первые командиры авиац. звеньев АН-2 — А. А. Куварзин, З. Ф. Хуснутдинов. К 1966 отд. авиаэскадрилья насчитывала уже 15 самолетов АН-2. В дек. 1966 вблизи совхоза «Красная Башкирия» состоялось открытие нового аэропорта, где вскоре произвел первую посадку самолет ИЛ-18, прибывший рейсом из Москвы. В 1967 завершено стр-во асфальтир. дороги из Магнитогорска в аэропорт, в 1968 введено в эксплуатацию здание авиац.-техн. базы авиапредпр. В 1969 организован 299-й летный отряд (в составе 2 авиаэскадрилий самолетов АН-2), к-рый вместе с Магнитогорским аэропортом вошел в состав Магнитогорского объедин. авиац. отряда. В 1970 открыто здание аэровокзала. Аэропорт начал принимать самолеты АН-24 (первая машина поступила на баланс предпр. в дек. 1971), в 1975 организована эскадрилья самолетов АН-26. В середине 1970-х гг. возрос объем авиаперевозок, открылись маршруты во мн. города СССР. Наиб. загруж. являлись рейсы в Москву (30 тыс. пассажиров в год), Свердловск (21,4 тыс.) и Ленинград (6,7 тыс.). В февр. 1993 авиац. отряд преобразован в Магнитогорское гос. авиапредприятие. В апр. 1994 оно получило право выполнения междунар. полетов, в июне Междунар. к-т гражд. авиации принял решение о регистрации М. а. в системе ICAO и выдаче междунар. кода. Первый междунар. рейс по маршруту Магнитогорск — Сочи — Стамбул выполнил 5 июля 1994 экипаж самолета АН-24. Экон. ситуация, сложившаяся в стране в 1990-х гг., негативно отразилась на работе авиапредприятий: повышение стоимости билетов привело к резкому снижению спроса на авиаперевозки, сокращению кол-ва рейсов; десятки рос. аэропортов были закрыты. В 1996—2000 инвестиции из обл. и гор. бюджетов позволили построить в Магнитогорске модернизир. взлетно-посадочную полосу (3250 м), способную принимать самолеты 1-го класса, включая лайнеры междунар. авиакомпаний. Аэропорт был оснащен совр. навигационным светосигнальным и метеорологич. оборудованием; установлены новые системы посадки самолетов, реконструирован аэровокзал. В силу экон. причин в 1998 летная деят-сть М. а. была прекращена. В 2000-х гг. междунар. аэропорт Магнитогорск, включающий все необходимые службы, в т. ч. пограничного и таможенного контроля, на междунар. и внутр. рейсах обслуживал до 100 пассажиров в час, в теч. года — самолеты ок. 50 рос. и иностр. авиакомпаний. По итогам работы в 2001 ассоциация «Аэропорт» назвала аэропорт Магнитогорск, являющийся ее чл., лучшим среди аэропортов России и СНГ в номинации «Динамично развивающийся аэропорт». В разные годы значительный вклад в развитие М. а. внесли: В. А. Адищев (нач. аэропорта в 1966—72), Дема (командир объедин. авиаэскадрильи в 1969—71), Кузнецов (нач. аэропорта в 1966—72), А. А. Любимов (дир. предпр. в 1995—97), Н. П. Меркулов (нач. авиац.-техн. базы в 1972—83), А. М. Репьев (командир объедин. авиаотряда в 1976—89). Одним из первых летчиков был Н. К. Матюшин («личный пилот» дир. ММК Г. И. Носова, летчик-инструктор космонавта П. Р. Поповича). Штат сотрудников М. а.— 365 чел. (2008). С 1997 предпр. возглавляет В. А. Шарипов.