Исполнительная власть


Исполнительная власть, одна из 3 самостоят. ветвей гос. власти [см.: Законодательная (представительная) власть; Судебная власть]. Осуществляет организационно-управленч., исполнит.-распорядит. деят-сть усилиями определ. органов гос-ва и должностных лиц. В пределах: терр. Челябинской области. И. в. представлена государственные учреждениями, обладающими относит. самостоятельностью, структурной организацией и надел. гос.-властными полномочиями. На муниципальном уровне И. в. реализуется главами администраций и подчин. им аппаратом (в структуру гос. власти они не входят). Систему И. в. в области возглавляет губернатор Челябинской области, являющийся высшим должностным лицом области. Он же в соответствии со ст. 48, 49 и 50 Устава (Основного Закона) Челябинской области формирует и возглавляет Правительство Челябинской области — высший постоянно действующий исполнит. орган гос. власти Чел. обл.; принимает решение о создании органов И. в. области, утверждает положения; устанавливает штаты в пределах утвержд. расходов в обл. бюджете, назначает и смещает рук., применяет меры поощрения и привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им должностных лиц; утверждает состав коллегий при рук. органов И. в. области. К исполнит. органам гос. власти Чел. обл. относятся также обл. и территориальные федеральные органы. В число отраслевых и межотраслевых органов И. в. области входят мин-ва, гл. управления, гос. к-ты и иные органы, находящиеся в ведении соответствующих зам. губернатора Челябинской обл., за исключением тех, рук-во к-рыми осуществляет губернатор (Министерство финансов; Министерство по радиационной и экологической безопасности; Постоянное представительство Челябинской области при Правительстве Российской Федерации). По пост. губернатора Челябинской обл. № 266 от 17 июня 2004 вместо 33 существовавших гл. управлений и к-тов создано 10 мин-в, 3 гл. управления и 5 гос. к-тов. В перечень органов И. в. Чел. обл. включены: Министерство здравоохранения; Министерство культуры; Министерство образования и науки; Министерство промышленности и природных ресурсов; Министерство сельского хозяйства; Министерство социальных отношений; Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства; Министерство экономического развития; Главное управление по взаимодействию с правоохранительными и военными органами; Главное управление по делам печати и массовых коммуникаций; Главное управление по физической культуре, спорту и туризму; Гос. к-т «Единый тарифный орган Челябинской области»; Гос. комитет мобилизационной работы; Гос. комитет по делам архивов; Гос. комитет по делам записей актов гражданского состояния; Гос. к-т по обеспечению деят-сти аппарата мировых судей. Органы И. в. являются составной частью администрации области и в решении вопросов, находящихся в исключит. ведении РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, подчиняются соответствующим федеральным мин-вам и ведомствам, образуя властную исполнит. вертикаль. В период, предшествовавший провозглашению Конституции РФ 1993, органы гос. управления находились в прямой зависимости от представит. органов гос. власти. Ведущие звенья этих органов образовывались и упразднялись представит. органом, были подотчетны и подконтрольны его аппарату. Конституция РФ существенно ослабила организационно-распорядит. влияние представит. власти на органы И. в. Осн. средством воздействия этих органов на функционирование И. в. стало издание правовых актов в пределах предоставл. компетенции. Более того, органы И. в. получили возможность влиять на правотворч. деят-сть представит. органов (право законодательной инициативы, предоставл. губернатору право подписания и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов и т. д.). Полномочия органов И. в., включая высшее должностное лицо, определяются Конституцией РФ и Уставом Чел. обл. Органы И. в. решают вопросы социально-экон. жизни, разрабатывают проект бюджета и исполняют его, управляют и распоряжаются гос. собственностью области; обеспечивают на ее терр. экон., социальную и культ. политику; организуют выполнение соответствующих программ развития, принимают меры по обеспечению законности и правовой защиты граждан и т. д. Внутр. структура органа И. в. включает в себя: рук., коллегиальный орган (коллегию, совет) и аппарат. Коллегии вырабатывают проекты решений по наиб. важным вопросам, отнес. к их компетенции (носят рекомендат. характер, но обязательны к исполнению после подписания рук.). Территориальные федеральные мин-ва и ведомства (Федеральное казначейство Минфина РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба гос. статистики, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба и др.) представляют соответственно федеральные структуры в их отношениях с органами И. в. Чел. обл. По мере необходимости при губернаторе создаются различные координационные, консультативные совещат. органы (постоянное совещание глав администраций городов и районов, Комиссия по вопросам помилования, Совет безопасности при губернаторе Челябинской области и др. комиссии, советы, экспертно-консультативные формирования).