Манифест 17 октября 1905


Манифест 17 октября 1905, обращение к народу акт «Об усовершенствовании государственного порядка», составл. под рук-вом вновь назнач. премьер-министра С. Ю. Витте и подпис. имп. Николаем II. Появление манифеста было продиктовано стремит. развитием 1-й рос. рев-ции (см. Революция 1905—07), достигшей кульминации в окт. 1905, в период Всерос. полит. забастовки. В преамбуле манифеста ситуация, сложившаяся в стране, характеризовалась как «смута». В осн. части констатировалась готовность власти предоставить подданным «незыблемые основы гражданской свободы» (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собр. и союзов), обеспечить демократизацию избират. права, наделить будущую Государственную думу законодат. полномочиями (с тем чтобы «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы»). Манифест завершался призывом к населению «помочь прекращению сей неслыханной смуты». Манифест имел прежде всего тактич. назначение — был призван снизить накал волнений в стране и внести раскол в оппозицию самодержавию. Существует мнение, что Витте сознательно заострил формулировки положений манифеста, чтобы побудить императора отказаться от его подписания, подвигнув к опубликованию значит. более умеренного документа — доклада-записки Витте от 9 окт. с одобрит. высочайшей резолюцией. Манифест действительно способствовал решению поставл. задач: вскоре волнения пошли на убыль, а умеренно настроенная часть оппозиции дистанцировалась от леволиберального и социалист. движений. Вместе с тем появление манифеста вызвало неожиданные и нежелат. для властей последствия. Волна беспорядков, известных как еврейские погромы, прошла по мн. рос. городам, в т. ч. и Южноурал. (Златоуст. Оренбург, Уфа, Чел.). Последующие месяцы были отмечены бурным развитием полит. партий и формированием многопартийности. Закономерным, но опасным для существования полит. режима продолжением содержавшихся в манифесте обещаний стало формирование основ конституционной монархии (созыв народного представительства с законодат. функциями, принятие новой ред. Свода осн. гос. законов весной 1906 и пр.). Появление манифеста было воспринято неоднозначно, получило среди современников различные интерпретации, позднее нашедшие продолжение в ист. исслед. Консервативные реформаторы, опираясь на положения рос. правоведов-государственников (напр., В. М. Грибовского), считали, что манифест открыл эпоху полноценной конституционной монархии в России, типологически близкой к полит. порядку кайзеровской Германии, а по ряду положений и более последоват. и прогрессивной (такой позиции придерживалось, в частности, рук-во Союза 17 октября). Рос. левые либералы (Конституционно-демократическая партия) и социалисты (Российская социал-демократическая рабочая партия, Партия социалистов-революционеров) разделили выдвинутую в 1905—06 М. Вебером идею о «мнимом конституциализме» в России, якобы сохранившем самодержавие в неизменном виде. Идею самодержавия, будто бы не огранич. Гос. думой и обновл. законодательством, отстаивали, с иной расстановкой акцентов, и рос. прав. радикалы (напр., Союз русского народа).