Местное самоуправление


Местное самоуправление (МС), одна из основ конституционного строя РФ, к-рая признается, гарантируется и осуществляется на всей терр. РФ; форма реализации народом своей власти. МС обеспечивает в пределах, установл. Конституцией РФ, законами федеральными и субъектов РФ, решение населением (самостоятельно и под свою ответственность) непосредственно и (или) через органы МС вопросов местного значения с учетом ист. и иных традиций. Правовую основу совр. МС составляют общепризнанные принципы и нормы междунар. права, Конституция РФ (1993), федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003), указы и распоряжения Президента РФ, пост. и распоряжения Прав-ва РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований (МО), решения, принятые на референдумах местных и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты. МС осуществляется в границах терр. МО — гор. или сел. поселений, муниципальных районов, гор. округов либо внутригор. терр. городов федерального значения. Границы терр. МО устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ с учетом числ. населения, пешеходной и трансп. доступности адм. ц., необходимости создания условий для решения вопросов местного значения. В Челябинской обл. принято и действует 43 обл. закона о статусе и границах соответствующих МО (см. Законы Челябинской области). К их ведению относятся вопросы местного значения, непосредств. касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего МО (перечень их зависит от типа МО и определяется в его уставе): формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением; установление и отмена местных налогов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; обеспечение потребностей населения в социально-культ., коммунально-бытовых и др. жизненно важных услугах. В соответствии с законами федеральными и субъектов РФ органы МС могут быть наделены отд. гос. полномочиями (напр., регистрация актов гражд. состояния, ведение земельного кадастра и др.) на неогранич. срок или на срок действия этих полномочий. Финанс. обеспечение полномочий осуществляется только за счет субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов. К формам непосредств. осуществления МС и участия в этом населения относятся: местный референдум (сход граждан), выборы муниципальные; голосование по отзыву деп. или выборного должностного лица; вопросы изменения границ МО; преобразования МО; правотворч. инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания, собр., опрос, конф. граждан (собр. делегатов); обращения граждан в органы МС. К органам и должностным лицам МС относятся: представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местная администрация (исполнит.-распорядит. орган МО), контрольные и иные органы, предусмотр. уставами МО. Органы МС (структура и порядок их формирования определяются уставами МО) не входят в систему органов гос. власти. Исторически рос. МС развивалось из ранних форм общинного самоуправления и вечевой демократии в Др. Руси. Во времена царствования Ивана IV (Грозного) изменилась система кормлений, появились земские соборы; Петр I учредил в Москве Бурмистерскую палату и выборные органы в городах — земские избы; Екатерина II утвердила Жалованную грамоту городам (1785). Накопл. опыт позволил Александру II осуществить земскую (1864) и гор. (1870) реформы, в результате к-рых был отменен сословный принцип формирования местных властей, созданы земские собр. (см. Земства) и городские думы, обладавшие значит. степ. самостоятельности. В 1919, после упразднения земств и гор. дум, функции местного управления были переданы соответствующим отделам Советов рабочих, солдатских, крест. и каз. деп. Положениями о гор. Советах (1925) и местных финансах (1926) за этими органами было закреплено право действовать независимо. Но уже в 1927 был провозглашен курс на централизацию власти и управления. Интенсивное возрождение МС началось в годы перестройки, когда был принят закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990). До принятия Конституции РФ (1993) существовала единая система органов гос. управления. После ее принятия и на основании указов Президента РФ о реформе МС (1993) были определены сроки формирования выборных представит. органов МС (в Чел. обл. действуют с дек. 1996). В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995) была создана законодат. база Чел. обл., образовано 347 МО. На 1 янв. 2004 на территории области функционировало 289 МО, в каждом из к-рых принят устав, сформированы выборные органы МС, определены местный бюджет и муниципальная собственность. С целью координации деят-сти МС в Челябинской обл. функционируют ассоциации муниципальных образований «Горный Урал», «Единение», «Содружество», «Ассоциация сельских муниципальных образований». В связи с вступлением в силу нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003) в настоящее время проводится реформа МС. В соответствии с ней на 1 янв. 2005 на территории области создано 317 МО, в т. ч. 16 гор. округов, 27 муниципальных районов, в составе к-рых 27 гор. и 247 сел. посеселений.