Земства на Южном Урале, выборные органы местного самоуправления, введ. в Российской Империи земской реформой 1864, к-рая явилась неотъемлемой частью бурж. реформ 1860—70-х гг. В ведении 3., целью к-рых было «радение о местных пользах и нуждах» своего населения, находились вопросы народного просвещения, здравоохранения (см. Земская медицина), общест. призрения, ветеринарии, агрономии, кооперации, страхования; сбор статистич. сведений, содержание ямских станций, арестных домов и пр. Во время создания З. терр., ныне входящая в состав Челябинской обл., относилась к Оренбургской губернии (Верхнеурал.-Троицкое, Оренб., Орское и Чел. уездные 3.), частично к Уфимской губернии (Златоуст., Уфим. уездные 3.) и Пермской губернии. На основании подписанного имп. Александром II «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» (1 янв. 1864) в 1870 органы местного самоуправления были введены в Пермской губ., в 1875 — в Уфим., в 1913 — в Оренб. Относительно позднее введение земских учреждений в Южноурал. регионе объяснялось не только его периферийным положением, но и совокупностью ряда геогр., полит., экон., социальных причин: малой плотностью и неравномерностью размещения населения; наличием системы воен. управления Оренб. краем; стремлением прав-ва сохранить казачество как замкнутое воен. сословие; слабым развитием помещичьего х-ва; особым положением тептярей, мишарей и др. нац.-сословных групп, не обладавших правами «свободных сельских обывателей». З. создавались как выборные учреждения на 2 адм. уровнях — губерн. и уездном, борьба за создание «мелкой земской единицы» в волостях продолжалась до 1917. Население избирало на срок 3 года гласных (деп.) в распорядит. органы — губерн. и уездные земские собр. Очередные земские собр. созывались 1 раз в год для заслушивания отчета управы и утверждения бюджета на след. год, «Положением...» была установлена длительность их проведения (для губерн.— не более 20 дней, уездных — 10). По мере необходимости созывались чрезвычайные земские собр. После проведения очередных и чрезвычайных сессий публиковались журналы уездных 3.— ежегодные печатные изд., содержавшие доклады уПрав. протоколы заседаний, прошения, сметы, списки гласных, баллотировочные листы и др. мат-лы. Уездные земские собр. проводили выборы в исполнит. органы — управы, контролировали их деят-сть. Оренб. и Уфим. губерн. земские управы координировали работу самостоят. отделов: агрономич., межевого, страхового, сан.-эпидемич., вет., прод., пенсионного, народного образования, ред., дорожно-строит., кустарного, оценочно-статистич., бухгалтерского, кассы мелкого кредита и пр. Губернатор утверждал в должностях предс. и чл. земских уПрав. наиб. важные пост. земских собр., назначал гласных от крестьян (из числа выдвинутых канд.). Контрреформой 1890 был усилен контроль за З. со стороны гос. власти, учреждено губерн. по земским делам присутствие под председательством губернатора. «Положением о земских учреждениях» (1890) предусматривалось проведение выборов в земские собр. по 3 куриям: дворянской, гор. и крест. Такая выборная система давала преимущество представителям более образованных классов. Крестьянство, составлявшее большинство населения страны, было в массе своей неграмотно и политически инертно. Финансирование З. происходило в осн. за счет налогообложения: налогов с трактиров (располагавшихся вне городов); сборов с документов на право торговли и ведения промыслов, с фаб.-зав. и торг. предпр.; земского сбора (налога на земли, леса, угодья и постройки на территории уезда), к-рый платили государственные учреждения, частные владельцы, крест. об-ва. Большую часть средств З. выделяли на развитие народного образования. Участвовали З. и в расходах гос-ва. В соответствии с «Положением о земских учреждениях» все расходы З. делились на обязат. и необязат. К первым относились дорожная, квартирная и подводная повинности; содержание граждуправлений, тюрем и мир. судов (см. Мировой суд). Так, Чел. земство содержало арестные помещения в Куртамыше, Воскресенском и Чумляке. Земство как всесословная орг-ция старалось привлечь население к управлению х-вом регионов, предоставляя ему самостоятельность в решении мн. вопросов. З. содействовали хоз., экон., культ. развитию Южного Урала (см. Культурно-просветительная деятельность земств); в экстрем. условиях эпидемий, голода, воен. времени решали проблемы беженцев, занимались мобилизацией, эвакуацией и размещением больных и раненых, подготовкой воен. заказов и пр. В годы 1-й мировой войны местные органы самоуправления объединились в земские и гор. союзы, к-рые занимались снабжением армии, вооружением и снаряжением. После Февр. рев-ции 1917 уездные З. активизировали общест. деят-сть. С принятием Врем. прав-вом декларации (3 марта 1917) о необходимости реформы земского самоуправления, законов «О производстве выборов уездных и губернских гласных» и «О волостном земском управлении» началась реорганизация 3.; 5 марта 1917 кн. Г. Е. Львов отдал предс. губерн. управ телегр. распоряжение, к-рым губернаторы и вице-губернаторы устранялись от исполнения обязанностей, их функции в уездах возлагались на предс. земских уПрав. к-рые получали статус комиссаров Врем. прав-ва. Губерн. комиссарами стали: в Уфим. губ.— помещик П. Ф. Воропачинский, затем В. Ф. Герасимов; в Оренб. губ.— Н. А. Холодковский, с июня 1917 — Н. В. Архангельский; уездными комиссарами: в Верхнеуральском уезде — П. И. Воронин, в Троицком уезде — В. В. Грошев, в Оренб.— И. И. Николаев, в Орском — М. Е. Смирнов, в Челябинском уезде — А. И. Кожеуров. В пост. земских собр. и телеграммах, направл. в адрес Врем. прав-ва, выражалась готовность оказывать всестороннюю поддержку прав-ву. В теч. июня — окт. 1917 прошли выборы в волостные, уездные и губерн. З. Оренб. губ. В связи с рев. событиями Чел. уездной управой была организована рассылка по библиотекам полит. лит-ры для пополнения фондов, продажи и бесплатной раздачи населению; создан штат врем. лекторов (20 чел.), 579 лекций посетили 14 209 слушателей. После Окт. 1917 права З. были существенно ограничены. В марте — апр. 1918 З. были упразднены; в мае 1918, со свержением Советской власти, возобновили деят-сть. З. были окончательно ликвидированы осенью 1919, их функции переданы соответствующим отделам Советов депутатов.
Верхнеуральско-Троицкое земство. На территории Верхнеурал. и Троицкого уездов предполагалось в 1913 избрать исполнит. земские органы, к-рые до очередных земских собр. должны были ознакомиться с земским х-вом и предоставить обосн. проект бюджета; 1-м бюджетным годом должен был стать 1914. Для облегчения земско-хоз. устройства статьей закона была предусмотрена возможность создания объедин. органов местного самоуправления для располож. рядом уездов — для соседних Троицкого и Верхнеурал. уездов формировались общие уездное земское собр. и управа. Гражд. терр. Троицкого уезда пролегала узкой полосой вдоль границ губернии: кол-во земли, облож. земским сбором, составляло всего 235 тыс. дес, из к-рых 79 тыс. принадлежали казне (в соседних уездах — до 1,5 млн дес). Гражд. нас. уезда насчитывало 95 тыс. жит. (в Оренб. уезде — до 0,5 млн). Во всем уезде числилось только 3 цензовых владельца. Значит. по величине и удал. от осн. х-ва уезда, Троицк выделялся в самостоят. земскую единицу; заведование земскими делами в Троицке возлагалось на общест. управления: гор. дума пользовалась правами и исполняла обязанности уездного земского собр., а гор. собр.— уездной земской управы. В губерн. земском собр. от Троицка числилось 3 гласных, от Верхнеурал. и Троицкого уездов — 5; в уездном земском собр.— 28 (от избират. собр.— 9, от сел. об-в — 19). Лица, владевшие недвижимостью в пределах каз. терр. (в т. ч. не относившиеся к войсковому сословию), не подлежали включению в избират. списки. В ходе выборов в Верхнеурал. и Троицком уездах ниж. предел земельного ценза был самым высоким в Оренб. губ. (от 350 дес). По Верхнеурал. уезду числилось полн. цензовиков 9, неполн.— 46; по Троицкому — 8 и 129 соответственно. Избр. в 1913 на 3 года чл. собр. и управы Верхнеурал.-Троицкого земства работали на своих постах до прекращения деят-сти земства (1918). Основу бездефицитного бюджета, сформир. Верхнеурал.-Троицким уездным земским собр., составлял налог на землю. Земское обложение в уездах существенно различалось. Земельный земский налог в ср. составлял в Верхнеурал. уезде 3,43 коп. с 1 дес земли (1914); 3,36 (1915); 4,32 (1916); в Троицком (более плодородном) — 11,39; 11,18 и 13,17 соответственно. Верхнеурал.-Троицкое земство, как и в целом З. в России, являлось в осн. органом хоз. управления. Оказывая «содействие экономическому благосостоянию населения», местные земские организации учитывали территориальные особенности и специфику развития скотоводства на местах. В Верхнеурал., Троицком уездах было организовано 14 вет. участков. Ассигнования Верхнеурал.-Троицкого земства на вет. часть в 1914 составляли 23 460 руб., в 1915 — 42 129, в 1916 — 27 798. С увеличением ассигнований в 1915 выросло кол-во скота и качество мясной и молочной продукции. Осн. часть средств Верхнеурал.-Троицкое земство выделяло на развитие народного образования (шк. и внешк.). С введением системы всеобщего начального образования в планы земских органов Верхнеурал. и Троицкого уездов было включено создание учебных заведений с повыш. образоват. уровнем. Земство изыскивало средства на строительство и ремонт зданий; приобретение учебных пособий; поощрение пед. персонала; помощь беднейшим ученикам, выделение стипендий; организацию библ. дела, различных курсов и пр. В ср. на 1 школу земство тратило 965 руб. На содержание 1-классных земских школ в селениях земство выделяло 56,52% средств, казна — 36,93%. Мин-во народного просвещения передало свои уч. заведения под патронат З. Епархиальный училищный совет, к-рый к 1914 имел в Верхнеурал. уезде 34 церк.-приходские школы, в Троицком — 29, также передал их в ведение земства. Для преодоления безграмотности сел. населения, повышения уровня образованности выпускников школ земство развивало систему воскресных занятий и повторит. школ. Верхнеурал.-троицкие органы местного самоуправления разработали программу просвещения инородч. (мусульм.) населения; в 1913 уездным земским собр. была учреждена при управе должность зав. инородч. образованием. Отношение мусульман к земским школам было неоднозначным. Так, при открытии земством рус.-магометанского уч-ща в дер. Сафарова Верхнеурал. уезда население отказало в выделении 1 дес земли под стр-во здания школы. Земство сняло квартиру; пригласило учителя, получившего образование в медресе. Через неск. недель дети начали посещать школу. Указной имам Мухамеджан Каримов сообщал в управу, что «население считает теперь школу необходимой и посылает в нее детей, благодарит земство за то, что прислали человека с образованием. Он теперь является и учителем, и работником внешкольного образования». Местные жит. испытывали «острую нужду» в библиотеке и читальне, обращались в земство с просьбой открыть вышеназв. учреждения. Помимо открытия библиотек, организации курсов и чтений среди мусульм. населения земство бесплатно распространяло просветит. брошюры М. Гафури на тат. яз.: «Что такое земство», «Пенсии и пособия раненым воинам и их семьям», «О заразных и прилипчивых болезнях», «Правила страхования» и т. д. Перед работниками земства стояли сложные задачи по организации врачебной помощи сел. населению. Система медицинской помощи сел. населению, в состав к-рой входили фельдшерские пункты, амбулатории по оспопрививанию, психиатрич. лечебницы, получила развитие в Верхнеурал. и Троицком уездах с их включением в общерос. земскую систему. В годы 1-й мировой войны земству пришлось выполнять несвойств. ему ранее функции: организовывать поставку на фронт продуктов питания, теплых вещей и др.; проводить мобилизации; решать вопросы, связ. с размещением беженцев, лечением раненых и больных воинов. Верхнеурал.-Троицкий к-т вошел в состав Всерос. земского союза помощи больным и, раненым воинам. Органы местного самоуправления были вынуждены сократить дотации на исследоват. меропр., при этом увеличились темпы стр-ва и оборудования новых больниц для раненых. В 1915 в Верхнеурал. и Троицком уездах было 10 врачебных участков и 20 фельдшерских пунктов. В 1916 расходы Верхнеурал.-Троицкого земства на здравоохранение составили 13 358 руб. (32% общей сметы). Развитию системы здравоохранения, народного просвещения, экономики в Верхнеурал. и Троицком уездах способствовала деят-сть земской интеллигенции (при поддержке либеральной части гласных). К 1914 канцелярия объедин. земства насчитывала 32 служащих. Расходы на их содержание зависели от квалификации персонала, функцион. обязанностей, решения управы. Для устранения текучести кадров в условиях нехватки квалифицир. специалистов земством был определен достаточно высокий оклад земскому персоналу (так, ветеринары в уездах получали 1500—2100 руб. в год). Помимо этого, выделялись средства на науч. изыскания, командировки, подписку на спец. лит-ру и периодич. печать. Земские служащие в осн. представляли прогрессивно мыслящую часть населения. В результате выборов в волостные, уездные и губерн. З. Оренб. губ., провед. в июне — окт. 1917, в Верхнеурал. уездное земское собр. было избрано 59 гласных; в состав Оренб. губерн. земства от Верхнеурал. уездного земства вошло 10 гласных. В получивших самостоятельность земских органах Верхнеурал. уезда ведущую роль играли эсеры. Одним из осн. звеньев культ. стр-ва оставалось шк. и внешк. образование. На попечении земства находились детские сады и ясли, приюты для детей-сирот, школы-интернаты. Летом 1917 дошк. воспитание осуществлялось в детских приютах-яслях (для детей раннего возраста) и в летних подготовит. школах (детских площадках). Яслями, необходимыми для освобождения матерей от ухода за малолетними детьми на время полевых работ, заведовали выпускницы Моск. пед. курсов. В 1917 Верхнеурал. уездное земство затратило значит. средства на создание «Народного детского сада»; на его открытии с докладом о значении дошк. воспитания выступил предс. Верхнеурал. земской управы М. Е. Валавин; на здании детского сада были вывешены плакаты: «Знамя поднимем мы гордо и смело за великое земское дело», «Спасибо земству». С 20 июля 1917 по пост. Врем. прав-ва в ведение З. наряду с земскими начальными школами были переданы министерские и церк.-приходские. Развивались профес. образование, система вечерних школ для взрослых. Значит. были расходы Верхнеурал. уездного земства на содержание 13 библиотек, музеев, нар. театров, творч. кружков, на организацию публичных лекций. Деят-сть земства в социальной сфере включала в себя комплекс меропр. по мед. обслуживанию (стр-во больниц и фельдшерских пунктов в сел. местности, расширение сети аптек, подбор кадров мед. работников, организация фельдшерских и акушерских курсов, оспопрививание). Земство занималось вопросами улучшения условий труда и быта, повышения заработной платы, страхования граждан и их имущества (от несчастных случаев, пожаров, наводнений и др. бедствий); выплаты пособий воен. инвалидам, вдовам, детям-сиротам, а также семьям лиц, призванных на военную службу; предоставления льгот и кредитов населению и др. Выделяло ден. средства на развитие сельского хозяйства (оборудование агрономич. участков, улучшение породности скота, содержание агрономов, проведение с.-х. выставок); способствовало развитию кустарной пром-сти и стр-ва; оказывало поддержку кооп. движению. С установлением Советской власти земские органы на территории Верхнеурал. и Троицкого уездов были упразднены.
Златоустовское уездное земство. Образовано в 1875. В уездное земское собр. избирались 20 постоянных чл. (гласных) от 3 курий: от землевладельцев — 8, от гор. населения — 2, от крестьянства — 10. В февр. 1875 с избранием гласных земства и чл. управы были созданы распорядит. и исполнит. органы власти. Уфим. губернатор утвердил предс. земского собр. представителя дворянства, в числе гласных были крупные землевладельцы, заводские чиновники, служители культа, торговцы и зажиточные крестьяне. Значительный вклад в становление земства в Златоустовском уезде внес А. Г. Бунаков (дата рожд. неизв.— 1878), выходец из крестьян, старшина Тастубинской вол., гласный Златоуст. уездного земского собр. (с 1875), предс. уездной земской управы (1875—78), основавший в с. Тастуба первое в уезде 2-классное уч-ще (1874). К 1917 в Златоуст. уезде в ведении земских органов находилось 32 волости с нас. 278 тыс. чел. Земское самоуправление постоянно совершенствовалось. Выборы гласных в Златоуст. уездное земство (24 сент. 1917) выявили среди поданных 4076 записок след. распределение голосов: список № 1 (партии социалистов-революционеров) — 1619, избраны 3 гласных (П. И. Кузнецов, Д. И. Цуканов, И. Г. Рябинин); список № 2 (меньшевиков) — 651, избран 1 гласный (А С. Гогоберидзе); список № 3 (большевиков) — 1728, избраны 3 гласных (В. Г. Бисярин, С. П. Маслов, Е. А. Преображенский). Всего было избрано 57 гласных, в т. ч. 17 землевладельцев, 9 рабочих, 6 представителей духовенства, 11 учителей, 2 торговца, 1 промышленник, 3 секр. волостных уПрав. 4 мед. работника, 1 библиотекарь, 1 техник, 1 бухгалтер, 1 страховой агент. Земскую управу возглавляли: инструктор по народному образованию Ш. Н. Клызбаев (с мая по сент. 1917), ж.-д. фельдшер Цуканов (с сент. 1917), рабочий К. М. Прокопьев (в 1918). Осн. часть финанс. средств (за исключением нек-рых отчислений Врем. прав-ву) уездное земство расходовало на социальные нужды; напр., в 1917 на нар. образование — 43,5%, на медицину — 26,5%, на содержание земского аппарата — 8,2%. В 1917 в Златоуст. уезде насчитывалось 164 земские школы, к-рые после Февр. рев-ции 1917 переводились на 4-летнюю программу обучения. Благодаря деят-сти земства повысилось качество мед. обслуживания населения: создавались больницы и фельдшерские пункты в сел. местности, расширялась сеть аптек, организовывались фельдшерские и мед. курсы. Мн. внимания земство уделяло организации с.-х. пр-ва: выделяло средства на оборудование агрономич. участков, улучшение породности скота, содержание агрономов и устройство выставок. Несмотря на демократич. состав, земство выражало негативное отношение к партии большевиков. После Окт. 1917 пыталось сохранить позиции в уезде, укрепить свое влияние среди трудящихся, направив осн. усилия на решение социально-экон. проблем. 20 февр.— 6 марта 1918 состоялось очередное земское собр., на к-ром было выражено отрицат. отношение к Советам. С переходом власти в руки уездного Совета рабочих и солдатских деп. (17 марта 1918) началось ограничение полномочий земской управы: ордера на выдачу денег скреплял своей подписью комиссар (латыш Верземнек), направл. Советом. В 3-дневной акции протеста против гонений на земство участвовали златоуст. рабочие, служащие гос., общест. и частных учреждений и предпр.; протест был поддержан деп. от 23 волостей крест. съезда, созванного в Златоусте 22 марта 1918. Златоуст. уездный Совет нар. комиссаров (см. Комиссариаты) распустил земскую и гор. управы, волостные правления и др. прежние органы власти 31 марта 1918; предс. земской управы и часть земских служащих были арестованы Златоуст. ВРК.
Челябинское уездное земство. В 1-м уездном земском собр., к-рое открылось в Чел. 20 июля (по с. ст.) 1913, участвовали 29 гласных и прот. П. Г. Холмогорцев (см. Пётр) — деп. от духовного ведомства. Предс. земского собр. был избран действит. статский советник И. Ф. Бакалинский, служивший предс. уездного съезда судей. Собр. выбрало уездную земскую управу, состоявшую из предс., его зам. и 2 чл. (соответственно Г. Ф. Шмурло, Ф. А. Владимиров, Н. Н. Кудрин и П. К. Владимирцев). Предс. управы осенью 1913 стал Владимирцев; В. К. Покровский (см. Покровские) и Шмурло, не присутствовавший на избрании, от должности отказались. Земское собр. определило год. бюджет и выбрало 8 гласных в губерн. собр. Уездная земская управа начала работу 14 авг. 1913. Земству предстояло действовать на территории площадью ок. 29 тыс. квадратных верст с нас. 409 тыс. чел. (т. е. на гражд., не каз., части Чел. уезда); г. Чел. был выделен в особую земскую единицу. Уезд был разбит управой на врачебные участки (13 больниц), каждому из к-рых полагался врач, 1—2 фельдшера, 1—3 «пунктовых» фельдшера, 2 акушерки и оспопрививательница. Для врачебно-мед. персонала нанимались квартиры (либо выдавались квартирные деньги). На всех участках действовали аптеки. Расходы на здравоохранение за 5 лет работы составили ок. 23% бюджета, что имело существ. значение, т. к. гос. ассигнований на медицину в сел. районах не предусматривалось. Ок. 30% бюджета земство направляло на развитие народного образования (за 1914 — 247 746 руб.). В 1914 было открыто 50 школ (сверх действовавших в уезде 120 школ Мин-ва народного просвещения и 128 церк.-приходских школ Оренб. епархиального училищного совета). Были созданы 20 мектебов для мусульм. населения, 5 двухклассных школ, высшее нар. уч-ще и прогимназия. Уездное земство выделяло пособия на содержание казенных, частных и общест. учебных заведений. В 1915/16 уч. г. из 339 школ уезда земскими были 102, министерских осталось 118, а церк.-приходских — 119. Занятия в наемных неприспособл. помещениях проводили 98 земских школ. После Февр. рев-ции 1917 Врем. прав-во перевело в ведение земства все виды школ в сел. местности. Т. о., к 1 сент. 1917 кол-во земских школ уезда достигло 338 (565 учителей). Земство уделяло внимание ветеринарии: на территории уезда работало 7 вет. участков. В 1914 расходы земства составили 654192 руб., в 1917 — 1 737 006. Управой постоянно отмечались неравномерность поступления налогов в теч. года, возраставшие недоимки. Управе пришлось прибегать к использованию собств. капиталов (оборотного и спец.), брать краткосрочные займы у частных лиц и гос. учреждений, т. к. с началом 1-й мир. войны (и связ. с ней инфляцией) поступления земских сборов сокращались: в 1-й пол. 1914 составили 60% сметы, в 1915 — 50%, в 1916 — 24%. Уездным земским собр. (нояб. 1917) было принято решение в теч. зимы 1917/18 увеличить кол-во школ до 450, учителей — до 663; к сент. 1918: школ — до 485, учителей — до 744. К нач. 1918/19 уч. г. предполагалось создать все необходимые условия для осуществления в Чел. уезде всеобщего образования детей. Работу в этом направлении возглавил зав. отделом народного образования земской управы А. А. Стакан, один из учредителей Общества изучения местного края. В нач. 1918 земство возглавлял Н. Такунцов, чл. управы были Г. И. Дегтярев, Р. П. Шабурников и Т. Балакин. Деят-сть Чел. земства продолжалась со взятием власти Челябинским Советом рабочих и солдатских депутатов, развернулась с переходом власти в руки белых (1 июня 1918). Чел. уездное земство прекратило существование после установления Советской власти (авг. 1919).