Мишари


Мишари, мещеряки (самоназвание мишэр, татар), субэтническая группа поволжско-приуральских татар. Разговорный яз. М.— зап. диалект тат. яз. Этноним «мещера» фигурировал в рус. летописях с кон. 14 в. В ист. лит-ре существуют разные точки зрения на происхождение М.: ряд исслед. (В. В. Вельяминов-Зернов, А. Ф. Можарский, В. В. Радлов, С. П. Толстов и др.) видят в М. подвергшееся тюркизации древнее племя мещера, жившее в 1 тыс. н. э. в басс. р. Оки (Мещерский край) и говорившее на яз. финно-угорской группы; др. считают М. потомками.мадьяр (Б. А. Куфтин, И. Переньи, Т. Тибор) или зап. кыпчаков (М. З. Закиев). Мещерские отряды приняли участие на стороне русских в Куликовской битве (1380). С образованием Касимовского царства (1452), призванного в полит. интересах Москвы объединить переселившиеся в Мещеру тюрк. племена, М. входили в состав отрядов городовых казаков, формировавшихся вел. князем Моск. и использовавшихся против ногайцев и крымских татар. В середине 16 — нач. 18 вв. в осн. из М. создавалось сословие служилых татар, охранявших сторожевые линии и участвовавших в воен. действиях Моск. гос-ва, в частности на зап. рубежах и в сражениях против Кучума (1598). В 17 в. первые служилые М. появились в северной части Уфимской провинции и на Ю. Казанской губ. Они вместе со служилыми татарами были наделены землей. Службу несли за кордонами Черемшанской засечной черты. На Урале М. оседали на башк. вотчинных землях в качестве припущенников. В ходе Генерального межевания (1798—1842) за М. были закреплены земли, получ. от башкир-вотчинников (на условиях платы оброка). В 1798—1865 М. несли службу в составе иррегулярного Башкиро-мещерякского войска. Перевод М. в воен. сословие, наличие собств. адм.-воен. управления, компактное расселение в период действия кантон. системы на башкирских землях (см. Кантоны) способствовали этнич. консолидации М. Небольшое кол-во М. числилось в Оренбургском казачьем войске. В 1865 М. были переведены из воен. в гражд. сословие и приравнены к крестьянам. В кон. 19 в. числ. М. составляла 622,5 тыс. чел. В нач. 20 в. сохраняли свою обособленность только М., жившие на территории Уфимской и Пермской губерний. Осн. занятием М. являлось земледелие, ремесла не получили развития. Традиционно большую часть хоз. работ выполняли женщины. Мужчины женились не ранее 20 лет, становясь главой семьи (вторым лицом в семье считалась мать мужа). У М. было принято хоронить покойных в день смерти, в сидячем положении (из сопроводит. инвентаря клали прут, женщинам — рукоделие, детям — хлеб и молоко); в погребальной церемонии участвовали только мужчины; поминки совершались на 7-й и 40-й день. Традиционная кухня: молочная и мясная (в т. ч. конина) пища, чай с медом и изюмом или суррогат чая («матрушка»). В ходе переписи 1926 ок. 200 тыс. чел. отнесли себя к самостоят. народности — М.; в мат-лах последующих переписей данные о М. отсутствуют, т. к. они были причислены к башк. и тат. этносам. Этноним М. эпизодически употребляется на Урале до настоящего времени. Основная масса М. проживает в Татарстане, Башкортостане, Оренб., Пензенской, Самарской, Ульяновской обл. Небольшие группы М., проживающие в Волго-Урал. регионе, Сибири (на терр. Омской, Томской и др. обл.), странах СНГ (Казахстан, гос-ва Ср. Азии) и др., сохраняют нар.-разговорный (родной) яз. и нек-рые особенности традиционной культуры.