Минералогический автопробег А. Е. Ферсмана, автомобильная экспедиция АН СССР, предпринятая в авг. 1935. В нач. 1930-х гг. перед АН СССР встала задача организовать крупную эксп. для изучения ряда регионов Южного Урала (где в те годы шло интенсивное стр-во). Выполнение этой ответств. задачи взял на себя совет Академии по изучению производит. сил. В 1935 на Южном Урале начала работать эксп. под рук-вом акад. А. Е. Ферсмана. Отряды эксп. исследовали огромную терр. — от Башкирии и Чел. обл. до Оренб. обл. и Зап. Казахстана. Помимо рудного дела, геологии, минералогии и геохимии участники эксп. изучали также лесное х-во, водные ресурсы, почвы, экономику. В полевых исслед. непосредств. участие принимал и Ферсман. 2—17 авг. 1935 небольшой отряд на 2 автомобилях (легковом и грузовом) совершил М. а. по маршруту Миасс — Кочкарь — Борисовские сопки — Верблюжка — Гумбейка (Балканский и Бурановский рудники) — Башарт — Краки — Магнитогорск — Баймак — Юлалы — Туба — Семеновский рудник — Блява — Халилово — Орск — Магнитогорск — Калкан — Миасс. В состав участников, помимо Ферсмана, возглавлявшего автопробег, входили его зам., нач. адм.-хоз. части И. Н. Шинкарев, проф. В. И. Крыжановский, научный сотрудник Е. М. Рожанская и 2 водителя — А. Б. Бабкин и Б. Ф. Цветков. В планы М. а. входило: ознакомление с районом работ геол. партий, посещение месторожд. и новостроек, сбор минералогич. коллекций для Минералогич. музея АН СССР. За 16 дней ученые проехали 2374 км, осмотрели до 20 месторожд., собрали большой музейный мат-л. «Мы посетили работы семи партий академических экспедиций,— писал впоследствии Ферсман.— Собрали около двух тонн замечательных минералов, свидетелей завоевания ископаемых богатств Южного Урала, видели десятки рудников, копей, большие стройки мировых масштабов...» Свои впечатления от поездки ученый описал в кн. «Наш автопробег по Южному Уралу», подготовл. к публикации совм. с Крыжановским (1936). Итоги М. а. нашли отражение в экспозиции спец. выставки в Минералогич. музее АН СССР.