Миньярский метизно-металлургический завод


Миньярский метизно-металлургический завод (МММЗ), предприятие черной металлургии. Осн. симбирскими купцами И. С. Мясниковым (см. Мясниковы) и И. Б. Твердышевым (см. Твердышевы) как железоделат. завод. Стр-во плотины и водонапорного ларя началось в 1771 на месте слияния горных рр. Миньяр и Сим, обеспечивавших предпр. дешевой энергией и открывавших водный путь до Казани, Ниж. Новгорода, Астрахани. Позднее были возведены кам. корпуса 4 железоделат. цехов с вододействующими молотами. В 1784 выдано первое кричное железо. В 1783 завод перешел по наследству дочери Мясникова — И. И. Бекетовой (см. Мясниковы), в 1808 отдан в качестве приданого дочери Бекетовой — Елене, вышедшей замуж за А. Д. Балашева (см. Балашёвы); в 1837 владельцами завода стати сыновья Балашева — Петр и Иван. В 1856 завод претерпел рек-цию: были пущены пудлинговые печи, установлен первый горячепрокатный стан, приводимый в движение водяной турбиной. Открытие в 1890 Самаро-Златоустовской железной дороги стимулировало развитие предпр.: была освоена переработка слитков, поступавших с Аша-Балашевского завода (осн. в 1898). В 1900-х гг. на Миньярском заводе действовало 8 прокатных станов, 9 паровых молотов, 13 сварочных и калильных печей; кол-во цеховых рабочих достигло 850 чел. Пр-во железа в 1892 составило: 316 037 пуд котельного и корабельного, 41 820 пуд листового и кровельного; было изготовлено 1473 пуд жел. и медных изделий. Кровельное железо, производимое на Миньярском заводе, было отмечено серебряной мед. на междунар. Лейпцигской ярмарке. В период экон. кризиса 1900—03 снизились объемы металлург. пр-ва Урала; содержать Миньярский завод в частных руках оказалось невыгодно. В 1913 его владельцем стало АО заводов Симского горного округа. В дек. 1917 Миньярский завод был национализирован. К 1924 имеющееся оборудование использовалось на 78%, а уже весной 1925 объемы пр-ва превзошли уровень 1913. Под рук-вом первого «красного директора» Я. Г. Заикина (см. Заикины) была проведена рек-ция цеха горячей прокатки; в 1927 пущен в эксплуатацию цех холодной прокатки стальной ленты, в 1930 — цех крепежа. В этот период на заводе развернулось движение ударных бригад; предпр. досрочно выполнило планы 1-й и 2-й пятилеток. В годы Великой Отечественной войны в короткий срок было пущено прибывшее на завод эвакуир. оборудование (большой вклад внесли нач. цехов С. Байздренко, З. С. Левин, В. Ф. Пысин, М. П. Рогов, В. И. Туманов и др.), предпр. освоило выпуск продукции для фронта: крепежа, башмачных болтов для танков, деталей для «катюш», пульной ленты, шарикоподшипниковой проволоки и корпусов гранат. Труд коллектива был отмечен благодарностью ГКО. В первые послевоен. годы построены здания производств. цехов, введены новые поточные линии, проведена техн. рек-ция. К концу послевоен. 5-летки пр-во продукции возросло более чем в 2 раза (при этом выпуск шарикоподшипниковой проволоки увеличился в 6 раз), снизилась ее себестоимость. В 1957—73 была проведена коренная рек-ция предпр.: в цехе горячего проката паровые машины и водяные турбины заменены на электродвигатели с компактными редукторами, установлены подъемные столы у обжимных клетей, на осн. участках пр-ва внедрено автоматич. управление; увеличены размеры печей волочильно-болтового цеха, осуществлен переход на автоматич. управление их тепловым режимом, что позволило повысить объем загружаемого металла, сократить его потери и улучшить качество; в цехе холодного проката смонтированы 6 прокатных станов, 10 дисковых ножниц и др. оборудование, что дало возможность освоить пр-во стальной холоднокатаной ленты для ВАЗа, увеличить выпуск ленты из стали марки Х28 (МММЗ был единств. производителем этого вида продукции в стране); в 1962 введен в эксплуатацию цех, где впервые в СССР был освоен выпуск стальной плющеной ленты для пр-ва поршневых колец. В 1984 МММЗ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1990-х гг. в составе предпр. действовало 15 цехов, крупнейшие из к-рых — холодной прокатки, прокатнотермич., сталеплавильный. Завод изготавливал стальные ленты 9 типов, проволоку общего и специального назначения, плетеную сетку, болты, заклепки, гайки, шайбы, гвозди, пружины, ножовочные полотна и др. продукцию. Осн. потребителями выступали ВАЗ, КамАЗ, Воронежский завод строит. алюм. конструкций, предпр. «Автодизель», Уфим. моторно-производств. объединение и др.; часть продукции экспортировалась в Казахстан, Латвию, Узбекистан, на Украину, а также в Иран. В 1997—2000, в период экон. преобразований в экономике страны, произошло значит. снижение объемов пр-ва, сократилась числ. работников (в 1997 коллектив насчитывал 1765 чел., в 1999 — 1500, в 2003 — 1170); было прекращено пр-во болтов, заклепок, гаек, пружин и др. изделий. Заводом руководили: Заикин (1917—22), П. Ф. Степанов (1941—45), В. Я Вукович (1945—57), Ю. В. Лукин (1957—73), С. А. Евсеев (1973—79), В. М. Романов (1979—85), В. М. Широков (1985-88), А. П. Килин (1988—98). В 1998 предприятие было реорганизовано в ЗАО «Миньярский метизно-металлический завод»; дважды (в нояб. 2000 и дек. 2004) было признано банкротом, в 2005 ликвидировано, производств. площади приобретены различными ЧП. Наиболее крупное — ЗАО «Миньярский завод инструментов» (рук. С. С. Бойко).