Модерн в архитектуре (от франц. modeme — новейший, современный), стилевое направление в мир. архитектуре кон. 19 — нач. 20 вв. Эстетика М., развивающая идеи символизма и эстетизма, направлена на преодоление противоречия между художеств. и утилитарным; на создание вокруг человека цельной пространств. и культ. среды. Наиб. последовательно принципы М. осуществлялись в сфере создания индивид. жилищ. Для М. характерны: отказ от использования ордерной системы; отражение построения внутр. пространства в объемном решении здания; использование стилиз. декоративных элементов, напоминающих органич. формы; применение новых строительных материалов (железобетон, стекло, керамика). Возникновению эстетики М. способствовало стремление архитекторов улучшить функцион. качества сооружений. Это выражалось в отказе от жестких симметричных схем планировки, увеличении размеров окон и витражей, свободном построении объемов. В М. 3 осн. направления: нац.-романтич., декоративное, конструктивное. На территории современной Челябинской обл. М. в архитектуре проявился наиб. явственно в городах и селениях, имевших статус торг. и получивших экон. развитие в кон. 19 — нач. 20 вв. Купечество, следуя архит. вкусам времени, активно использовало при стр-ве возможности новых конструкций и мат-лов. В стилистике М. выполнен ряд зданий (ныне — памятники архитектуры) в Троицке: гостиница Г. А. Башкирова (1909; при возведении использованы ж.-б. монолитные перекрытия; гл. фасад декорирован деталями из кирпича и отливками из гипса; в глубоких арочных лоджиях размещены окна со сложным переплетом больших рам и кованые ограждающие решетки с растит. орнаментом); корпуса торг. дома А. А. Бакирова на ул. Малышева (1908—11; арх. А. А. Фёдоров; фасад украшен линейно-геометрич. лепным орнаментом с растит. мотивами, декоративными фронтонами и крупными пластичными консолями); осн. здание усадебного комплекса бр. Душевых (построено не ранее 1880-х гг., в 1910-х гг. получило новую интерпретацию в стиле М.; арх. предположительно Федоров); кирпичный особняк Гладких (не ранее 1910; арх. предположительно Федоров; свойств. М. динамизм форм поддерживают линейный орнамент пилястр и орнамент. вставки на поле фронтонов), а также здание жен. гимназии (кон. 1890-х гг.; ныне вет. академия; см. Гимназии), вокзал (нач. 1900-х гг.), Нар. дом (1910-е гг.; арх. В. И. Шреттер), больница (1910-е гг.) и др. Многообразие композиционных приемов, использ. в декоре общест. и жилых зданий Троицка, свидетельствует об удачном освоении местными мастерами стилевых принципов М., разработ. столичными школами Ф. И. Лидваля, Ф. О. Шехтеля и др. ведущих архитекторов России: резным декором в формах упрощ. М. украшен фасад жилого дома по совр. ул. Красноарм. (1910-е гг.); накладной орнамент в тимпане оконных фронтонов сохранился на фасаде 1-этажного дерев. дома (нач. 1900-х гг.; ныне ул. Октябрьская, 24). Приверженцы М. активно использовали архит.-планировочные элементы др. стилей. Так, в архитектуре здания, располож. на углу совр. ул. Гагарина и 30 лет ВЛКСМ, элементы М. сочетаются со стилистикой барокко и классицизма, создавая новый архит. образ. Аналогичные архит.-пространств. решения имеют общест. здания, «закрепляющие» углы улиц (т. н. угловые здания), в др. насел. пунктах области: школа в с. Бродокалмак (нач. 1900-х гг.), магазин перед главпочтамтом в Чел. (не сохранился),— что позволяет считать подобный вид зданий сложившейся регион.особенностью. В городах, к-рые формировались в эпоху классицизма, М. оставил отпечаток в облике отд. построек: магазин А. Ф. Бакакина в Миассе, магазин по совр. ул. Скворцова в Златоусте (см. Дом купца Андриянова). В архитектуре Чел. характерные элементы М. появились в 1900—14, в т. ч. при возведении зданий пром. назначения (последние архит. образцы М. датируются 1925). Строения нач. 20 в. имели плавные, текучие линии, в декоре фасадов использовались растит. мотивы. Характерный пример — особняк С. Г. Данцигера (ок. 1910; арх. Федоров) на углу ул. Сиб. и Мастерской (ныне ул. Пушкина, 1): фасады здания отличаются живописной асимметрией; угловая башенка, увенч. шпилем, закрепляет перекресток улиц и служит объединяющим акцентом; гл. вход заглублен в портал; окна различных размеров и очертаний с типичными для М. линиями рамных переплетов; усиливают декоративный эффект разнообразные лепные детали (от линейных форм и окружностей, растит. гирлянд до стилиз. жен. головок). Нек-рые из этих декоративных элементов (капители пилястр, парапетные решетки в виде бича и др.) представлены и на фасаде магазина купца М. Ф. Валеева (ныне ул. Кирова). Прослеживается стиль одного мастера— Федорова, к-рый в 1909—16 работал гор. архитектором Екатеринбурга и Чел. Образцом М. на Урале считается созданное им же в 1912—13 здание, к-рое ныне занимает Челябинский музей искусств. В основе его планировочного решения пересечение 2 композиционных осей: одна развернута по линии фасада, др. направлена вглубь от гл. входа к парадной лестнице. Ритмич. строй больших остекл. окон-эркеров и гладких простенков, облиц. светлой керамич. плиткой, вносит в архитектуру здания простоту и функциональность. Скупо использ. декоративные элементы (спар. полуколонны, поддерживающие аттик, консоли в виде акантов) подчеркивают общую идею. В декоре дома по совр. ул. Васенко, 41 (ныне Дом учёных) преобладают классич. реминисценции; на 2-м этаже дома сохранился уник. для Чел. комплекс внутр. убранства с лепными потолками, живописными панно и изразцовыми печами. Большое влияние М. имел и на пром. архитектуру города, прежде всего на появление новых типов зданий: водонапорной башни (1912; арх. Федоров), гор. электростанции (1915), элеватора Госбанка (1914—16). Здания утилитарного назначения приобрели романтизир. характер. Последним проявлением М. стал пам. В. И. Ленину на Алом поле (см. Ленину В. И. памятники). Архит. концепция, отд. детали (подковообразное очертание ниши-раковины, рис. решеток ограждения, характер обработки гранита) свидетельствуют о том, что авторы сохранили устойчивое увлечение идеями и образами М. Претерпев в теч. века различную оценку художеств. значимости, М. в конечном итоге уравнялся в своем значении с др. стилями. В кон. 20 в. нек-рые архитекторы вновь обратились к этому направлению: в 1991 завершена рек-ция ТЮЗа (см. Народные дома), интерьеры к-рого оформлены с точным повторением декоративных элементов моск. гостиницы «Метрополь»; М. проявился в стилиз. деталях декора, пластичном решении фасадов зданий магазинов «Гостиный двор» и «Каприз» (арх. Н. И. Ющенко), жилого дома на перекрестке ул. Кирова и Коммуны (1999; арх.: А. И. Ваганов, Т. В. Левина) и др.