Народные дома


Народные дома, культ.-просвет. учреждения для низших сословий в дорев. России. Первые Н. д. появились в Англии во 2-й пол. 19 в.; в России — во 2-й пол. 1880-х гг. В кон. 19 в. Н. д. действовали в крупных городах: Москве (Введенский Н. д.), С.-Петербурге (Литовский Н. д.), Харькове и Киеве (Н. д. об-в грамотности и др.). На Урале Н. д. получили распространение после общеземского съезда по народному образованию (1911). С введением в 1914 запрета на продажу спиртных напитков началось создание губерн., уездных, волостных и районных (в городах) Н. д., к-рые рассматривались как центры внешк. образования на соответствующих терр. В их создании участвовали органы гор. и земского самоуправлений (см. Земства), кооперативы, различные общест. организации, частные лица. В Н. д. размещались библиотеки-читальни, нар. театры, книготорг. лавки, гимнастич. залы, чайные; действовали курсы для взрослых, хоровые коллективы и оркестры, музеи, выставки; организовывались нар. чтения (лектории), киносеансы. Большевики широко использовали Н. д. для ведения рев. пропаганды. К 1917 в Златоусте действовало 3 Н. д. в разных районах (в Демидовке, Ветлуге, Закаменке); проект стр-ва гор. Н. д. на 600 чел. не был осуществлен. После установления Советской власти на смену Н. д. пришли массовые культ.-просвет. клубные учреждения. Здания быв. Н. д. сохранились в нек-рых городах Чел. обл., получили статус историко-культ., архит. памятников.

Челябинский народный дом, памятник истории (1960), памятник архитектуры федерального значения (1995). Здание в стилистике неоклассицизма построено в 1903 (по нек-рым данным, по проекту Р. И. Карвовского) гор. управой по инициативе Челябинского уездного к-та попечительства о нар. трезвости на средства к-та и добровольные пожертвования (по данным Н. М. Чернавского, общие затраты на строительство составили 35 тыс. руб., в т. ч. 10 тыс. выделил Оренб. губерн. к-т, 24 тыс.— чел. купец А. А. Чикин; гор. власти безвозмездно предоставили земельный участок в 525 саж2). Здание, возвед. на пересечении Юж. бульвара (ныне пр. Ленина) и ул. Уфим. (Воровского), прямоугольное в плане, гл. фасадом обращено на С. Первонач. было выполнено из кр. лицевого кирпича. Фасад украшен 4-колонным парадным портиком тосканского ордера с широкой, развернутой полукругом лестницей (с кам. парапетами), ведущей в фойе театра. Треугольный фронтон, опирающийся на гранитную колоннаду, завершает ее и придает зданию парадный облик. Архит. образ здания представляет собой систему соподчин. соразмерных объемов. Портал осн. объема фойе неск. шире портика гл. входа, его габариты определяют пилястры, повторяющие элементы классич. ордера. Симметрию гл. фасада подчеркивают развернутые боковые ризалиты с большими арочными окнами на торцах. Искусно выполнены элементы ордерной системы: пилястры в простенках между окнами, полукруглый архивольт, выделяющий арку окна с замковым камнем. Др. окна меньше по размеру, имеют завершения в виде треугольных сандриков. Осн. объем (со зрит. залом), выступающий над портиком входа (надстроен позднее), повторяет его элементы крупнее и значимее. Отделка фасадов выполнена из традиционного урал. тесаного гранита с использованием металла (кованые решетки парапетов, ограждение лестниц, кронштейны фонарей). Высокое качество облицовки, выполн. в камне профили и элементы декора обеспечили долгую сохранность зданию. Н. д. располагал театр.-концертным залом, библиотекой-читальней, чайной. Чел. музыкально-драматическое общество проводило здесь концерты, лит.-муз. вечера, ставило спектакли. С мая 1917 в здании действовал Челябинский Совет рабочих и солдатских депутатов (во главе с С. М. Цвиллингом); с 1921 — Чел. гор. театр драмы, в связи с чем в 1934 встал вопрос о рек-ции здания. В ходе рек-ции (авт. арх. К. Д. Евтеев, гл. инж. С. В. Уржумцев, старший инж. П. И. Искосков) его планировка изменилась: вместимость зрит. зала увеличилась до 650 мест; появился вход с улицы в цокольный этаж, где разместились гардероб, буфет и др.; лестницы заменены на ж.-б. С 1938 проектные работы по рек-ции здания осуществлялись авторской группой (арх.: Евтеев, Г. П. Потапова; инж.: И. Т. Егоров, Искосков); в 1942 по заказу Управления иск-в были подготовлены проекты склада декораций, ограждения терр. по ул. Воровского и др. (инж. П. М. Шредер). С 1944 Челябпроектом выполнялись чертежи внутр. оформления фойе, зрит. зала, конструкций и отделки балконов, плафонов, шаблоны архит. деталей; в работе участвовали В. Л. Талалай, Э. О. Шуберт, Т. М. Эрвальд, позднее — Ф. Л. Серебровский. Классич. архит. принципы были сохранены во внеш. облике и внутр. планировке и оформлении интерьера. В 1954 произведена рек-ция сцены (инж. Б. М. Тропашко). В 1986—88 Челябинскгражданпроектом выполнен проект капитального ремонта здания (с перепрофилированием для размещения ТЮЗа); его разработкой занимался коллектив мастерской № 5 (рук. В. С. Пожидаев, гл. инж. В. А. Кирюхов) под рук-вом ГАП Ю. П. Данилова и ГИП Н. Г. Винницкой (при участии моск. арх.-реставратора Л. Н. Ненаглядкина, арх. А. М. Казакова и В. А. Фомина, инж. Г. П. Аксеновой и В. И. Дзюбиной). В ходе рек-ции задача восстановления первонач. интерьера не ставилась, внутр. отделка выполнена в стиле модерн. В ист. здании в разные годы работали музей наглядных пособий, юнош. б-ка, детский сад об-ва «Дошкольное воспитание», воен. госпиталь (см. Военные госпитали и лазареты) и др. На сцене Н. д. выступали мастера иск-в (бр. Адельгейм, В. Ф. Комиссаржевская, В. Н. Пашенная и др.), гос. деятели (М. И. Калинин, А. В. Луначарский); в 1924 состоялось гор. траурное заседание по поводу смерти В. И. Ленина. С 1919 давали представления мн. театр. коллективы (в т. ч. сезонная труппа Чел. отдела народного образования, в работе к-рой участвовали Л. Н. Сейфуллина и В. П. Правдухин). В период Великой Отечественной войны работал Моск. академич. Малый театр (окт. 1941 — сент. 1942). В 1920—50-х гг. возле Н. д. находился некрополь борцов за Советская власть (см. Некрополь у Народного дома). До 1982 в здании располагался Чел. драм. театр, с 1988 — Чел. гос. театр юных зрителей.

Верхнеуральский народный дом, памятник архитектуры нач. 20 в. Оригинальная, нетипичная для местной архитектуры дерев. постройка 1905. Представляет собой 1-этажное здание, прямоугольное в плане, со значит. выступом центр. части. Дом рубленый, обшит тесом (подкарнизный и подоконный пояса — вертикальными, основная часть — горизонтальными досками). Крыша многоскатная с карнизом большого выноса. Композиционное решение гл. фасада: центр. часть с 8 окнами фланкирована оригинально оформл. входами с навесами, стилиз. под портик. Высокие прямоугольные оконные проемы гл. и боковых фасадов обрамлены фигурными наличниками строгих форм. Изящество колонок портика с капителями-«бутонами», характер рис. оконных наличников свидетельствуют о влиянии на декоративное оформление дома стиля модерн. В здании быв. Н. д. (ныне ул. Луначарского, 31) после 1917 размещались Совет нар. деп., начальная школа № 5, спорт. зал школы № 1. С 1960 — Верхнеуральский краеведческий музей.

Кыштымский народный дом, образец архитектуры нач. 20 в., памятник истории и культуры обл. значения (1999). Дом построен в 1913 (архитектор неизв.), после того как сгорело (1911) дерев. здание бывшего склада (на небольшом острове гор. пруда), специально перестроенное в 1903 под Н. д., предназнач. для культ. отдыха служащих Кыштымских заводов. В старом помещении Н. д. действовали кружки рукоделия, оркестр народных инструментов, устраивались вечера, выступления артистов-гастролеров. При Н. д. было создано Об-во нар. развлечений, принят устав, утвержд. пермским губернатором. Новое здание, построенное на берегу гор. пруда (ныне ул. Театр., 2), в плане состоит из неск. просторных прямоугольных помещений; выполнено из желтого кирпича, не оштукату- рено. Своеобразие силуэту придают перекрытия различной формы: 2-скатное над осн. объемом и купольное над сценой. Вся постройка эклектична, фасады отличаются обилием архит. деталей (часто несоразмерных): портал выделен массивными пилонами; широкий и высокий арочный вход, окна на боковых фасадах различной шир. и формы арочного завершения подчеркнуты рамочными наличниками, стены выполнены «под руст» и декорированы множеств. деталями кладки. Здание расположено в ист. части города; по масштабу и цветовому решению (желтые стены, кр.-кирпичная крыша) удачно сочетается с ландшафтом и окружающими постройками. В интерьерах широко использованы лепные украшения и зеркала. В Н. д. действовал драм. театр; в настоящее время размещается гор. ДК им. А. М. Горького.

Народный дом Кочкарских приисков (ныне Пласт). Здание было построено в кон. 19 в. золотопромышленниками Прибылевыми для хоз. целей. В нем размещались сарай пожарной дружины, затем чайная. С 1903 в половине здания, выкупл. Об-вом народного образования, действовала библиотека-читальня (фонд ок. 4000 экз. книг, журналов, брошюр; носила имя золотопромышленника В. В. Блохина). В 1906 в здании, приобрет. Об-вом потребителей, служащих и рабочих (при франц. компании «Анонимное общество Кочкарских золотых приисков»), был открыт Н. д. Библиотека пополнялась книгами и журналами за счет добровольных пожертвований сестер Блохина и др. состоят. жит. При Н. д. действовало Об-во любителей сценич. иск-ва (его чл. были И. В. Симонов, врач Н. И. Шерстобитов и др.). В год ставилось до 16 спектаклей. Работал синематограф: за год проводилось порядка 50 киносеансов (на каждый в ср. продавалось по 235 билетов по цене от 12 до 50 коп., места на 3 последних рядах были бесплатными). Устраивались благотворит. спектакли и сеансы синематографа. В 1911 при Н. д. был создан клуб (для представителей управляющей приисками компании и местной интеллигенции), целью к-рого согласно уставу было «дать возможность проводить свободное время с удобством, приятностью и пользою». С 1920-х гг. в быв. Н. д. действовал клуб им. Володарского; в годы Великой Отечественной войны при нем работала изостудия под рук-вом Н. С. Качинского. Клуб был центром культурной жизни поселка (с 1940 — города) вплоть до открытия ДК «Октябрь» в 1973 (здание быв. Н. д. было снесено).