Радиационная безопасность, защищенность населения от вредного воздействия ионизирующего излучения. В Челябинской обл. располагаются 3 крупных радиационно опасных предпр. Росатома и пункт хранения радиоактивных отходов — ФГУП «Челябинский специализированный комбинат радиационной безопасности “Радон”». В 1990 комиссия АН СССР провела оценку экол. ситуации в районе деят-сти одного из таких объектов — ФГУП «ПО “Маяк”» и обосновала необходимость разработки союз. программы по реабилитации загрязн. радионуклидами терр. и социальной защите пострадавшего населения. В обл. администрации был создан К-т по чрезвычайным ситуациям, гражд. обороне, экологии и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий (ныне Министерство по радиационной и экологической безопасности Чел. обл.). Основные направлениями деят-сти исполнительной власти стали: ликвидация последствий радиационных аварий; исключение применения несоверш. технологий на радиационно опасных объектах; реабилитация загрязн. терр., обеспечение социальной защиты населения, особенно проживавшего на радиоактивно зараж. терр.; исключение причин ухудшения радиационной обстановки (переработка накопл. радиоактивных отходов, улучшение обстановки на оз. Карачай и Теченском каскаде водоёмов, обеспечение безаварийной и безопасной деят-сти предпр., использующих технологии повыш. опасности). Решению этих проблем способствовало принятие федеральных целевых программ (см. Программа радиационной реабилитации). В 2007 продолжались работы по обл. целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении “Маяк” на 2006—2010 годы», на основе федеральной программы разработан обл. проект «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности Челябинской области на 2008 год и на период до 2015 года», составляется Концепция обеспечения Р. б. населения. Концентрация потенциально опасных предпр., последствия аварий на ПО «Маяк», аномалии, вызванные природной радиоактивностью, определили необходимость проведения на территории Челябинской обл. радиационного мониторинга (см. Мониторинг экологический). В целом по Челябинской обл. радиационная обстановка в нач. 21 в. оставалась стабильной. Доза техногенного облучения осн. части населения области, за исключением 6 адм. терр., подвергшихся аварийному радиационному загрязнению, составляет в ср. 0,014 мЗв/год при рос. показателе 0,012 мЗв/год. В совр. условиях наибольшему техногенному радиационному воздействию подвергается население, проживающее на р. Тече и на границе сан.-защитной зоны ПО «Маяк». Ср.-год. эффективная доза техногенного облучения для населения, проживающего в зоне радиоактивного загрязнения, в 2006 составила 0,123 мЗв/год при допустимом уровне 1,0 мЗв/год (по данным «Норм радиационной безопасности», 1999). Ее превышение зарегистрировано у группы жит. с. Муслюмова. Ср.-год. значение гамма-фона по Челябинской обл. 11—13 мкР/ч, на территории РФ оно изменяется от 9 до 20 мкР/ч. Радиационно-гигиенический паспорт терр. области составляется с 1998, что позволяет оценить в динамике совокупное воздействие на население всех источников ионизирующего излучения и сравнить с показателями по РФ. За счет обл. бюджета проводится паспортизация терр. нек-рых МО [у них различна степ. влияния источников ионизирующего излучения, неодинаковы риски возникновения отдал. неблагоприятных мед. последствий,— следовательно, требуются и различные меропр. по защите населения (см. Медицинские последствия облучения населения)]. В рамках обл. программы выполнены работы по изучению радиационного воздействия на население от природных источников (см. Радиационные аномалии). Выявлен ряд населенных пунктов, неблагополучных по природному радиационному фактору. Принято решение о проведении меропр. по снижению природного радиационного воздействия. Из обл. средств финансируются работы по выявлению, локализации и ликвидации радиационно опасных ситуаций техногенного происхождения: обнаружение бесхозных источников ионизирующего излучения, радиационно загрязн. металлолома и др. Для выполнения требований федерального закона «Об использовании атомной энергии», а также «Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» (утверждены в 1997) создан Информационно-аналитич. центр (ИАЦ) учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО). Функционирование системы гос. учета и контроля РВ и РАО на регион.уровне осн. на взаимодействии Чел. ИАЦ с подотчетными орг-циями, Рос. ИАЦ, с территориальными органами Роспотребнадзора, Федеральной службой по экол., технолог. и ат. надзору, МВД, МЧС, Федеральной таможенной службой. На нач. 2008 в обл. систему учета и контроля РВ и РАО входило 37 юрид. лиц, к-рые имели 1159 закрытых радионуклидных источников. Случаев утери источников не зафиксировано. На радиационно опасных предпр. Росатома обеспечение готовности к аварийному реагированию осуществляется в рамках отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОСЧС). Органом повседневного управления ОСЧС является дежурно-диспетчерская служба, оснащ. средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информ. Силы и средства наблюдения и контроля на радиационно опасных предпр. состоят из автоматизир. системы контроля радиационной обстановки, службы Р. б. и дозиметрич. службы, центр. лаборатории. К силам и средствам ликвидации ЧС относятся: спец. аварийные бригады предпр., подразделения МЧС и МВД России, подразделения Федерального медико-биол. агентства; профес. аварийно-спасат. формирования Росатома. В Челябинской обл. это аварийно-техн. центр с базой дислокации при РФЯЦ — ВНИИТФ, аварийно-испытат. отдел на Приборостроит. заводе в Трехгорном.