Программа радиационной реабилитации населения и территорий Южного Урала,системамеропр.,направл. на оздоровление экол. обстановки в регионе. В 1950—60-х гг. на территории Челябинской обл. был сформирован ядерный стратегич. потенциал, не имевший аналогов в мире. Совр. радиоэкол. обстановку в Уральском регионе обусловила в осн. многолетняя деят-сть ПО «Маяк». За время работы предприятие было накоплено более 500 тыс. т твердых и ок. 400 млн м3 жидких радиоактивных отходов суммарной активностью более 1 млрд Ku. В результате ряда радиационных инцидентов и катастроф, приведших к радиоактивному загрязнению значит. терр., повыш. уровням облучения в разной степ. подверглось более 437 тыс. чел. Так, в 1949—56 в р. Течу было сброшено 76 млн м3 жидких отходов суммарной активностью 2,75 млн Ки. В 1957, после взрыва емкости с высокоактивными отходами (см. Радиационная авария на химкомбинате «Маяк»), в окружающую среду попало 20 млн Ки, образовался Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС), причем площадь загрязн. радионуклидами терр. составила ок. 23 тыс. км2. В 1967 вследствие ветрового разноса радиоактивности из озера Карачай загрязнение терр. увеличилось еще на 600 Ки. Гос-во приняло экстр. меры по ликвидации последствий этих аварий (в частности, на новые места жительства из районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, было переселено ок. 18 тыс. чел.), однако они не были адекватны нанес. ущербу. В 1989—90 в Челябинской обл. начал дискутироваться вопрос о целесообразности стр-ва Юж.-Урал. АЭС (после аварии на Чернобыльской АЭС и обнародования информ. о радиоэкол. ситуации в Челябинской обл. население и общественность были настроены против стр-ва). В связи с этим ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР поручили АН СССР (по просьбе рук-ва Чел. обл.) произвести оценку экол. ситуации в районе ПО «Маяк» и предлагаемых Минатомэнергопромом СССР мер по ее оздоровлению. Рабочая группа под рук-вом зам. нач. 4-го Гл. гос. науч.-техн. управления Минатомэнергопрома СССР С. В. Малышева подготовила проект программы неотложных мер по ликвидации последствий деят-сти ПО «Маяк» на 1991—92, к-рый послужил правовой основой для начавшегося в том же году финансирования реабилитационных работ в Челябинской обл., а также меропр. по снижению риска радиационных аварий и катастроф на ПО «Маяк». В 1991 на рассмотрение Сов. Мин. РСФСР был представлен проект Гос. программы РСФСР по радиационной реабилитации Урал. региона и мерам по оказанию помощи пострадавшему населению на 1991—95 (включая неотложные меры на 1991—92). В 1993 программа была утверждена Верх. Советом РФ. Авторами проекта были представители Урал. региона. Они впервые разработали научно обоснов. комплекс мер по нормализации экол. и социальной ситуации на загрязн. радионуклидами терр. Одноврем. создавались структуры по обеспечению реализации программы: Урал. регион. управление Госкомчернобыля (рук. В. В. Пантелеев); координационные советы, отделы и дирекции при администрациях областей; координационные науч.-техн. советы по проблемам ПО «Маяк» (акад. Н. П. Лаверов) и по проблемам загрязн. терр. (акад. Г. А. Месяц). П. р. р. предусматривались полифункцион. меропр., направл. на снижение степ. риска возникновения радиационных аварий и катастроф, реализацию мер по ликвидации потенциальных источников радиоактивного загрязнения, осуществление контроля эколого-радиационной обстановки и оздоровление загрязн. терр., охрану здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, социально-экон. реабилитацию терр. Период реализации программы совпал с чрезвычайно сложным периодом в экон. жизни России. Из-за неудовлетворит. финансирования не удалось обеспечить в полн. мере решение мн. важных проблем, связ. с социальной, мед. и радиационной реабилитацией населения и терр., пострадавших в результате деят-сти ПО «Маяк»; задания по всем отраслям капитального стр-ва были выполнены на 3—13%. Провед. меропр. хотя и позволили частично улучшить социально-бытовую инфраструктуру и снизить уровень социально-психолог. напряженности в насел. пунктах, располож. на загрязн. терр., однако кардинально не повлияли на обеспеченность пострадавшего населения жильем, объектами здравоохранения, образования и др. В целом за 1992—95 Гос. программа была профинансирована на 5,7% (по капитальным вложениям — на 4,6%, по текущим расходам — на 9,2%), в т. ч. в Челябинской обл.— на 6,1% (в Курганской — на 4,9; в Свердловской — на 5,2), на ПО «Маяк» — на 7,9%. Построено и введено в эксплуатацию: 116,5 тыс. м2 жилья; общеобразоват. школ на 1060 ученич. мест; детских дошк. учреждений на 575 мест; 125,6 км газопроводов; 11 газовых котельных и ряд др. объектов. Удалось неск. улучшить социально-бытовую инфраструктуру в насел. пунктах, располож. на загрязн. терр., однако это не позволило достичь планируемых среднеобл. и среднересп. уровней. Значительная часть финанс. средств была направлена на оснащение медицинских учреждений совр. оборудованием и лекарствами, улучшение материальной базы местных санаторно-оздоровит. учреждений. Продолжилась работа по составлению медико-дозиметрического регистра граждан, подвергшихся радиационному воздействию (Челябинск, Курганской и Свердловской обл.), что позволило активизировать контроль за состоянием здоровья пострадавших граждан, более эффективно осуществлять меропр. по их лечению и реабилитации. С целью диспансеризации населения, подвергшегося радиоактивному заражению, было обследовано 78583 чел.; все участники ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк», заболевшие лучевой болезнью, были взяты под постоянное мед. наблюдение. Создано неск. центров детской реанимации, в Снежинске сдан в эксплуатацию центр нейтронной терапии на базе ВНИИ техн. физики. В санаториях-профилакториях прошли леч. курс 11760 чел., в т. ч. ок. 4 тыс. детей; осуществлялось развитие сети специализир. консультативно-диагностич. кабинетов и служб. Были построены новые объекты здравоохранения, произведены рек-ция и расширение действующих больниц и поликлиник. Проводились спец. меропр. в сел. и лесном х-ве, направл. на снижение уровня содержания радиоактивных и вредных хим. веществ в прод. и непрод. продукции. При решении задач контроля эколого-радиационной обстановки приоритет был отдан организации на радиоактивно загрязн. терр. комплексного радиационного экол. мониторинга (см. Мониторинг экологический), позволяющего отслеживать состояние и степ. загрязнения объектов окружающей среды. За время реализации программы созданы банки данных первичной радиоэкол. информ. и начаты работы по созданию электронных карт. Частично выполнены работы по картографич. обеспечению планируемых реабилитационных меропр. Созданы крупномасштабные карты плотности загрязнения пойм. земель р. Течи в пределах сс. Бродокалмак, Муслюмово, Ниж. Петропавловка и Рус. Теча цезием-137, стронцием-90, изотопами плутония; выполнены работы по оценке радиационно-гигиенич. условий проживания населения с учетом содержания осн. дозообразующих радионуклидов в питьевой воде и продуктах питания. Выполнен определ. объем меропр., направл. на снижение риска возникновения новых аварий и катастроф, ликвидацию источников радиоактивного загрязнения самим предпр. (ПО «Маяк»), К науч. обеспечению меропр. программы были привлечены ведущие н.-и. организации страны. Вместе с тем из-за неудовлетворит. финансирования не удалось обеспечить решение мн. важных проблем, связ. с социальной, мед. и радиационной реабилитацией населения и терр., пострадавших в результате деят-сти ПО «Маяк». Радиационные проблемы региона из-за их сложности и масштабности не могли быть решены в короткий срок, определ. для первой программы реабилитации Урал. региона (1992—95). Поэтому уже при утверждении программы Берх. Советом РФ в 1993 Прав-ву РФ было поручено разработать Гос. целевую комплексную программу по социальной и радиационной реабилитации населения и терр. Урал. региона, пострадавших вследствие деят-сти ПО «Маяк», на период до 2000. Федеральная целевая программа «Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО “Маяк”, на период до 2000 г.» утверждена пост. Прав-ва РФ в 1996. Концептуальной целью программы являлось решение проблем, связ. с обеспечением безопасных условий проживания в зоне влияния потенциально опасных ядерных объектов, снижение негативных мед., социальных и психол. последствий радиационного воздействия на население, проживающее на радиоактивно загрязн. терр., оказанием ему высококвалифицир. медицинской помощи, улучшением уровня жизни пострадавших граждан. Предусмотр. программой меры явились продолжением начатых в 1992 работ по радиационной реабилитации Урал. региона и реализованы в рамках след. разделов программы: охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию; социально-психол. реабилитация пострадавшего населения и экон. реабилитация терр., подвергшихся радиоактивному загрязнению; агропром. пр-во и лесное х-во; обеспечение экол. и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния ПО «Маяк» и др. ядерных объектов; междунар. сотрудничество; организационные меропр. Общий объем финансирования, утвержд. программой, составлял 1,73 трлн руб. (в ценах 1996). Реальный объем средств, необходимый для решения проблем социальной и радиационной реабилитации населения и терр. Урал. региона, значит. превышает залож. в программе объемы. В 1996—2000 выполнение меропр., как и в предыдущей программе, не было обеспечено в полн. объеме средствами из федерального бюджета. В этих условиях администрации областей Урал. региона приняли решение и взяли на себя значительная часть ответственности перед населением, резко увеличив вложение средств на выполнение меропр. программы из обл. бюджетов. Был выполнен ряд крупномасштабных проектов, направл. на снижение степ. риска возникновения новых аварий и катастроф на ПО «Маяк»; продолжены работы по созданию единого медико-дозиметрич. регистра (за 1996—2000 в него введены данные на 34 тыс. чел.). С целью диспансеризации осмотрено 57 964 чел. Значительная часть финанс. средств была направлена на обеспечение действующих медицинских учреждений совр. оборудованием и медикаментами. За счет средств федерального бюджета прошли курс реабилитации и лечения 14617 пострадавших. Ок. 26 тыс. детей побывало в загородных, гор. и пришк. лагерях, центрах дневного пребывания, а также в санаториях и профилакториях. В целях реабилитации земель и получения продукции, соответствующей по качеству действующим нормативам, в условиях радиоактивного загрязнения проведены след. работы: созданы культ. сенокосы и пастбища для скота на площади 1106 га; внесены органо-минеральные удобрения на площади 1853 га; зарыблены водоемы личинками пеляди (28,56 млн шт.); выполнены лесохоз. и лесопосадочные работы на 12017 га. Построено и введено в эксплуатацию 21,1 тыс. м2 жилья, приобретено на вторичном рынке — 5,7 тыс. м2, построено школ на 3178 ученич. мест, детских дошк. учреждений на 180 мест, больниц на 310 койко-мест, 22,6 км газовых сетей. В связи с завершением в 2000 срока реализации программы были рассмотрены перспективы ее продления. Предложения МЧС России по этому вопросу были поддержаны прав-вом страны; федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ даны соответствующие поручения по разработке программы на период после 2000. В соответствии с поручениями Прав-ва РФ была организована соответствующая работа и подготовлен проект федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий и катастроф на период до 2010 года» (утвержден в 2001). В рамках ее предполагается увеличение поступления радиоактивных и ядерных мат-лов на территории области, как за счет ввоза для демонтажа и последующего хранения ядерных боезарядов, снимаемых с вооружения в рамках выполнения межправительств. соглашений о сокращении ядерных стратегич. Наступат. вооружений, так и отработавшего ядерного топлива ат. подводных лодок для разгрузки баз Тихоокеанского и Сев. флотов. Продолжает оставаться сложной ситуация с каскадом водоемов-накопителей на р. Тече, связ. с их переполнением и угрозой возможного неконтролируемого залпового загрязнения пойм. терр. Хранение накопл. высокоактивных отходов в жидком виде в спец. емкостях и продолжающийся сброс средне- и низкоактивных отходов в открытые водоемы-накопители также представляют потенциальную угрозу для региона. Реализация соглашений по ядерному разоружению в известной мере повышает ядерную и радиационную опасность для Урал. региона и требует мер по созданию условий для хранения, утилизации, физ. защиты высвобождаемых ядерных мат-лов, гос. социальных гарантий населению, проживающему в зоне деят-сти ПО «Маяк». Принятые и частично реализов. ранее федеральные целевые программы по социальной и радиационной реабилитации населения и терр., пострадавших вследствие деят-сти ПО «Маяк», носили в осн. компенсационный характер. В целях восстановления норм. жизнедеятельности на пострадавших терр. необходимо создать условия для оживления инвестиционной деят-сти, развития экон. активности проживающего здесь населения. При этом требует исслед. и решения проблема экон. целесообразности полноценного хоз. использования с.-х. угодий, лесов, водоемов, в различной степ. загрязн. в результате радиационной аварии 1957. Вместе с тем принятые изменения в федеральном законодательстве, разрешающие ввоз на территории России для хранения и переработки облуч. ядерного топлива (ОЯТ; см. Переработка облучённого ядерного топлива), создают правовую основу для возможного решения проблем реабилитации населения и терр., пострадавших от радиационного воздействия, в т. ч. и за счет средств, получ. от операций с ОЯТ заруб. ат. станций.