Мониторинг экологический, система меропр., включающая контроль за экол. ситуацией, прогноз ее развития, предупреждение опасных ситуаций и оперативное вмешательство (при необходимости). Объектами М. э. являются атм. воздух (особенно приземный слой), вода поверхностных источников, почва, геол. среда, в т ч. размещ. в ней отходы, физ. поля всех типов. Единая гос. система экол. мониторинга (ЕГСЭМ) создана по пост. Сов. Мин. РФ в 1993 с целью информационного обеспечения федеральных органов управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного, устойчивого развития страны в целом и ее регионов, ведения гос. фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсов, источников антропогенного воздействия. Осн. системообразующими элементами ЕГСЭМ являются регион.(территориальные) системы экол. мониторинга (ТСЭМ), к-рые создаются территориальными органами Минприроды РФ в субъектах РФ. Приказом Минприроды РФ в 1994 Чел. обл. определена эксперимент. базовой терр. по созданию регион. систем ЕГСЭМ России. С целью выполнения поставл. задач в Челябинской обл. к-те по экологии и природопользованию (ОКЭиП) в 1994 создан отдел мониторинга. В 2000 принят подготовл. отделом закон Чел. обл. «Об экологическом мониторинге»; в К-те по земельной реформе и землеустройству создан отдел мониторинга земель; Чел. гидрометцентр переим. в обл. Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМО). М. э. занимаются также обл. Центр Госсанэпиднадзора (ОСЭН), различные геол. организации и др. (нек-рое время все работы по М. э. возглавлял обл. К-т по экологии и радиационной безопасности). Отдел мониторинга ОКЭиП осуществлял создание ТСЭМ по след. направлениям: решение организационных проблем с ведомств. структурами и предпр. путем разработки и согласования нормативно-правовых документов, определяющих оптим. структуру ТСЭМ и функцион. взаимодействие; создание единого банка данных по всем источникам антропогенного воздействия на окружающую природную среду; создание информационных каналов связи с источниками экол. информ.; организация территориального информационно-аналитич. центра на базе ОКЭиП с целью обеспечения проведения комплексного анализа состояния экосистем и прогноза их возможного развития; разработка и внедрение геогр. информационных систем (ГИС), позволяющих визуализировать расположение источников, состояние окружающей среды и здоровья населения, а также результаты анализа и прогнозные оценки состояния экосистем в целом. ТСЭМ планировалась как открытая макросистема, т. е. допускающая наращивание функцион. возможностей за счет включения в нее различных служб, систем и лабораторий. В настоящее время банк данных содержит сведения более чем о 5 тыс. предпр., о 7,5 тыс. источников выбросов в атмосферу, о 300 предпр.— источниках отходов производства. Система М. э. расчленяется на подсистемы, прежде всего по оболочкам геосистемы: возд. мониторинг, водный мониторинг, мониторинг земель, мониторинг геологической среды (в т. ч. мониторинг подземных вод и литомониторинг), мониторинг источников воздействия на окружающую среду. При реализации программы оздоровления населения создаются локальная и регион.информационные системы биохим. мониторинга. Осн. объем работ по мониторингу воздуха и поверхностных вод выполняет ЦГМО; по мониторингу земель — различные организации под рук-вом и при финанс. обеспечении К-та по земельной реформе и землеустройству; мониторингу геол. среды — федеральное гос. унитарное геол. предпр. «Челябинскгеосъемка», науч.-техн. предпр. «Прогноз»; радиационному мониторингу — Радиологич. центр ОСЭН. По методич. особенностям выделяют космич., аэрокосмич., наземный и др. виды мониторинга. В частности, аэрокосмич. мониторинг антропоэкосистем решает след. вопросы: картографирование классов экосистем; прослеживание факторов, воздействующих на человека; изменение природной отражат. и излучат. способности, вызывающей радиационные, гидротермич. и циркуляционно-климат. изменения, увеличение альбедо из-за перевыпаса скота и ряд др. последствий; выявление источников и мощности излучения над пром. агломерациями; изучение крупных оптич. и радиационных контрастов, геодинамич. эффектов систем, факелов заводов, зон загрязнения снега, повреждений растительности, загрязнения вод и т. д. С 1972 в стране действует общегос. система наблюдения и контроля за загрязнением внеш. среды (ОГСНК). Она охватывает более 450 городов и пром. центров, практически все водные объекты на территории страны, внутр. и омывающие моря, почв. покров, источники вредных выбросов. В результате провед. работ установлены явления, вызывающие экол. кризис, определена общая интоксикация биосферы. Разработана концепция комплексной глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Несмотря на обилие орг-ций, занимающихся М. э., в Челябинской обл. остро стоит проблема комплексной оценки состояния природной среды, составления прогнозов и управления воздействием на экол. системы. Проведение этой работы невозможно без создания целостной системы М. э. Тем не менее в 1-й пол. 1990-х гг. выполнена комплексная оценка терр. ряда городов с использованием критериев Минприроды (1992). В результате в городах выделены зоны экол. бедствия, чрезвычайной экол. ситуации. К М. э. можно отнести и статистич. данные о загрязнении предпр. оболочек геосистемы, к-рые с 1996 публикуются в ежегодных «Комплексных докладах о состоянии окружающей природной среды Челябинской области» (его подготавливает ОКЭиП). Выполнены методич. разработки. Для городов предложено (частично реализовано) создание автоматизир. систем мониторинга, включающих автоматич. посты контроля (АПК) — в Чел., Кыштыме и т. д., создаются автоматизир. системы радиационного контроля (АСКРО), фиксирующие мощность экспозиционной дозы излучений и метеопараметры. В регионе разрабатываются компьютерные геоинформационные системы, позволяющие отображать на экранах мониторов любую часть региона в любом масштабе, обновлять и редактировать базу данных, связ. с графич. объектами, моделировать и отображать процессы переноса загрязняющих веществ. Планируется также отображение данных о заболеваемости населения. Внедряются след. прикладные программы: АРМ (автоматизир. рабочее место) для отбора данных о загрязнении окружающей среды пром. предпр. Чел. обл.; АРМ для отображения данных о заболеваемости населения и о содержании загрязняющих веществ в почве. Активно начатые в 1990-х гг. работы по М. э. к 2005 были существенно сокращены. Комплексность исслед. пока не достигнута из-за отсутствия территориального центра экол. мониторинга.
Радиационный экологический мониторинг (РЭМ) — система наблюдения за радиационной обстановкой, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды и состояния здоровья человека под воздействием радиационного фактора природного и антропогенного происхождения. Наблюдение ведется за изменением мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, содержания радионуклидов в компонентах окружающей среды (воздух, вода, почва), эффективной дозы облучения человека. РЭМ проводится в основном на территории, загрязн. в результате радиационных аварий или имеющих высокий уровень природной радиоактивности, и там, где расположены действующие радиационно опасные объекты. В Челябинской обл. работает территориальная система РЭМ, в рамках к-рой ведется наблюдение за источниками радиоактивного загрязнения, окружающей природной средой и радиационным воздействием на человека. Мониторинг источников радиоактивного загрязнения проводится силами ПО «Маяк» (Озерск), РФЯЦ — ВНИИТФ (Снежинск), Приборостроит. завода (Трехгорный); окружающей природной среды — специалистами Чел. центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Управления мин-ва чрезвычайных ситуаций России, Центра химизации и с.-х. радиологии, Мин-ва пром-сти и природных ресурсов Чел. обл.; радиационного воздействия на человека — сотрудниками Роспотребнадзора в Челябинской обл., Урал. науч.-практич. центра радиационной медицины.