Евреи


Евреи (самоназвание иври, йегудим эвер, авар, йид), общее этнич. название (на рус. яз.) народностей, исторически восходящих к древним Е. Составляют осн. население гос-ва Израиль; живут во мн. странах мира. Числ. Е. в России ок. 200 тыс. чел. (по данным переписи 2002); в Чел. и Чел. обл. проживает ок. 6 тыс. Яз. Е.: иврит (семитский яз. хана-анейской подгруппы, возник в кон. 2 тыс. до н. э. в Др. Палестине; с 1948 гос. яз. в Израиле); идиш (относится к группе зап.-герм. яз., сложился в результате взаимодействия верхненем. диалектов с семитскими и слав, элементами; формировался в 12—13 вв. среди Е., переселившихся в Европу). Самоназв. на иврите иври — «человек с другого берега» — восходит к библейскому сюжету о приходе праотца еврейского народа Авраама с противоположного берега Евфрата эвер — к имени одного из предков еврейского народа, авар — «другой, отличающийся»; на идиш — йид (айид). Верующие Е. в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Расселение Е. по странам мира началось после покорения Израильского царства Ассирией (722 до н. э.), Иудейского царства — Вавилонией (586 до н. э.); активизировалось после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.). Значит. группы Е. осели в странах Ближнего Востока, Сев. Африки и Юж. Европы; в ср. века расселились по мн. странам Европы и Азии. Е. воспринимали яз. и культуру местного населения, но сохраняли свои религ. и нек-рые культ.-бытовые традиции. Селились преим. в городах, обычно жили замкнутыми общинами, занимались в осн. торговлей и ремеслами, наиб. состоят.— ростовщичеством. Во мн. европ. странах существовали законы, ограничивавшие Е. в правах и занятиях, в частности в праве владения и пользования землей. В результате бурж. рев-ций 17—19 вв. в ряде стран Западной Европы мн. ограничения прав Е. были отменены, однако права Е. оставались урез. В ряде стран Вост. Европы, в т. ч. в России, существовали законодат. ограничения Е. в месте жительства (т. н. черта оседлости), в правовом и экон. отношениях. Рос. прав-во препятствовало расселению Е.; вплоть до разделов Польши в 1772—95 не допускало их на рос. терр. В России Е. селили за черту оседлости, к-рая окончательно оформилась в 1812 и включала в себя 25 зап. губерний (от Балтийского до Черного м.). С 1804 был принят ряд актов, устанавливавших пределы черты оседлости и род занятий, к к-рым допускались Е. Так, им запрещалось жить или работать в деревнях, продавать крестьянам спиртное. Отд. упоминания о Е. Оренбургской губернии встречаются в фундамент. трудах С. М. Дубнова, Ю. И. Гессена и др. исслед. истории еврейского народа в России; история Е. на Южном Урале до настоящего времени не была предметом спец. исслед. В 1-й пол. 19 в. в Оренб. губ. селились немногочисл. Е.— выходцы из зап. губерний, входивших в черту еврейской оседлости. На них распространялись содержавшиеся в законодательстве ограничения и запреты, в частности запрет на службу в государственные учреждениях. В 1820—30-х гг. ужесточились требования к проживанию Е. в губернии. Так, оренб. гражд. губернатор в донесении воен. губернатору (30 нояб. 1832) сообщал о предписании губерн. правлению и всем «градским полициям» принять строгие меры, чтобы Е. «в городах здешней губернии не укоренялись под каким бы то предлогом ни было». В 1827 имп. Николай I издал «Указ о кантонистах», к-рым объявлялся призыв на воинскую службу всех Е. мужского пола с 12 до 25 лет, причем младших мальчиков подлежало зачислять в военные кантонисты при гарнизонах и крестить. Определ. права, даров. в 1856 имп. Александром II Е., долго находившимся на воен. службе, выпускникам ун-та и «полезным торговцам», действовали до 1863 (до польского восстания и попытки покушения на царя); фазе либерализации политики прав-ва в отношении Е. в 1870-е гг. положило конец очередное покушение (цареубийство). После 1870-х гг. положение Е. в России стало резко ухудшаться. Законодат. акты 1850—70-х гг. тем не менее неск. облегчили расселение Е. за пределы черты оседлости. Числ. евреев в Оренб. губ. стала постепенно увеличиваться. Первые из обнаруж. сведений о числ. еврейского населения в городах губернии относятся к 1865—67. По результатам 1-дневных переписей, в Троицке на 21 авг. 1866 проживали 73, в Верхнеуральске на 25 марта 1865 — 18 Е. В 1870, по данным Оренб. статистич. к-та, в губернии (без учета состоявших на воен. службе) жили 649 Е. (0,07% всего населения), в т. ч. в Оренбурге — 508, Верхнеуральске — 34, Троицке — 66, Чел.— 40, в г. Илецкая Защита — 1. По данным Гессена, в 1880—81 в Оренб. губ. насчитывалось Е.— ремесленников, мастеров, обучающихся мастерству и ниж. чинов — 80, купцов — 6, вместе с чл. семей — 341 чел.; лиц свободных профессий среди Е. не было. По данным переписи 1897, в губернии жили 1995 Е. (0,12% всего населения); в т. ч. в Оренбурге — 1241, Оренб. уезде — 49; Верхнеуральске — 47, Верхнеуральском уезде — 17; Троицке — 204, Троицком уезде — 30; Чел.— 306, Челябинском уезде — 52. Подавляющее большинство (89%) еврейского населения составляли мещане, занимавшиеся в осн. производств. деят-стью (изготовлением одежды и обуви, обработкой металлов, животных и растит. продуктов, полиграф. пр-вом) и торговлей; на воен. службе числилось 6,2%. Часть еврейского населения занималась мед. деят-стью (врачи, фельдшеры, аптекари); небольшая часть жила на доходы с капиталов и неделимого имущества и др. На службе в адм., суд. учреждениях и полиции Е. практически не было. Появление еврейского населения в Чел. относится к 1840-м гг. Первыми иудеями были николаевские солдаты действит. 25-летней службы, воен. кантонисты из Оренбурга и Троицка, к-рые по окончании службы зачастую оставались в городе, обзаводились семьями. Т. о., во 2-й пол. 19 в. большую часть еврейского населения города составляли отставные солдаты и унтер-офицеры. В 1894 в Чел. насчитывалось 104 чел. иудейского вероисповедания, в 1901 — 686. В кон. 1860-х гг. было приобретено первое здание для еврейского молитв. дома. В 1880-е гг. построено дерев. здание синагоги на сев. окраине города. В мае 1907 началось стр-во еврейской школы; 1 окт. 1908 открылось об-во пособия бедным евреям, в 1912 образовано еврейское об-во потребителей, в 1913 — Чел. еврейское погребальное братство. Особенно активизировалась деят-сть общины после избрания в 1909 предс. правления синагоги А. Б. Бреслина — купца 1-й гильдии, чл. правления Чел. товарной биржи., владельца типографии, создателя первой ежедневной гор. газ. «Голос Приуралья». С нач. 1-й мир. войны синагога стала центром помощи беженцам, поток к-рых был велик: в 1916 из 6302 беженцев, прибывших в город, 683 были Е. Семьи беженцев размещались в здании синагоги. Постоянно проводились т. н. кружечные сборы для оказания помощи пострадавшим от воен. действий. Еврейская община шефствовала над семьями защитников Отечества. В 1915 образован К-т помощи беженцам при Об-ве пособия бедным евреям; создана сан. дружина из еврейской молодежи для транспортировки раненых фронтовиков из сан. поездов. Еврейские дети обучались в хедерах (нач. школах), в еврейской школе (закрыты в 1920-е гг.), в реальном уч-ще (в рамках 5%-й нормы), в гимназии, торг. школе. До рев-ции 1917 Е. проживали в Чел. на основании врем. разрешения. О строгой регламентированности жизни еврейского населения в нач. 20 в. свидетельствует наличие в архиве губерн. администрации множества циркуляров и распоряжений МВД и пост. Сената, касающихся евреев (св. 30). Трудящиеся Е. в сер. 19 — нач. 20 вв. активно участвовали в рев. движении в России и Зап. Европе. В годы революции 1905—07 Оренб. губ. была одним из мест ссылки участников рев. движения, в т. ч. Е. В 1905 во мн. рос. городах, в т. ч. Чел., произошли еврейские погромы. Увеличение числ. Е. в Чел. в нач. 20 в. (в 1908 — 835 чел., в 1916 — 1880) связано с врем. отменой черты оседлости (в 1-ю мир. войну прав-во разрешило еврейским беженцам жить на Урале и в Сибири), с пром. ростом города, а также с оттоком еврейского населения с З. в связи с погромами. Представители еврейского населения участвовали в установлении Советской власти в Чел. (бр. Елькины, С. А. Кривая, Р. М. Пивкин, М. Х. Поляков, С. М. Цвиллинг и др.). После Окт. 1917 были постепенно ликвидированы еврейские об-ва; в 1919 запрещены и изъяты книги на иврите, запрещено изучение др.-еврейского яз. Решением Президиума городского Совета (18 янв. 1929) была закрыта синагога. Т. о., как в дорев. России, так и в советский период Е. находились в особых условиях правовых, социальных, экон. ограничений, способствовавших сплоченности, общинному характеру внутриэтнич. взаимоотношений. Параллельно с процессом ассимиляции Е. с местным населением оставалась устойчивой тенденция сохранения духовных, культ., бытовых традиций. Большинство праздников связано с событиями еврейской религ. истории. Так, Пейсах — самый популярный еврейский праздник — отмечается не только как освобождение Е. из египетского плена, но и как начало существования еврейской нации; Шавуот знаменует дарование Торы, Пурим — освобождение от Амана, Рош Ашана (Новый год) и Йом Кипур (День искупления) посв. религ. переосмыслению жизни и подготовке к начинающемуся году. Еврейский календарь — лунный (год длится 354 дня), тесно связан с солнечным календарем, имеет 19-летний цикл (к 7 годам из 19 добавляется 1 мес, чтобы празднование совпадало с соответствующим сезоном). Е. соблюдают Субботу (Шаббата) — одну из осн. заповедей иудаизма. В семейном укладе сохраняются уважение к индивидуальности и чувствам каждого чл. семьи. Погребение умерших производится по еврейскому обряду: древним обычаем предусмотрено устанавливать надгробный камень в изголовье могилы (в знак уважения к покойному и для того, чтобы его имя и место захоронения не были забыты). Традиционными в еврейском фольклоре являются религ.-духовные, праздничные, ист., колыбельные, детские, социально-обличит. песни (на идиш и всех бытующих наречиях). Основа традиционной еврейской кухни — соблюдение кашрута, закона о дозвол. и недозвол. пище, определяющего отбор продуктов, способы их обработки, рецепты приготовления кошерных (правильных) блюд; гл. требования кашрута — сложные правила убоя скота (шхиты), запрет на смешивание мясных и молочных продуктов. Верующие Е. соблюдают кашрут как заповедь Всевышнего. Религ. содержание имеют и мн. традиции и обряды, связ. с жизн., семейно-бытовым укладом Е. (рождение детей, вступление в совершеннолетие, свадьба и др.). В период Советской власти, осуществлявшей политику искоренения нац.-религ. традиций, наметилось и нек-рое улучшение положения еврейского населения: Е. получили возможность учиться в высших уч. заведениях, участвовать в полит., экон., общест. и культ. жизни. В период индустриализации 1920—30-х гг. на Южноурал. новостройки первых 5-леток приехали десятки тысяч людей разных национальностей, в т. ч. и Е. Стали известными по всей стране организаторы пр-ва А. Д. Брускин, И. М. Зальцман, И. Я. Нестеровский и мн. др. В годы Великой Отечественной войны числ. Е. в Челябинской обл. возросла за счет эвакуированных; в послевоен. годы мн. из них вернулись на прежнее место жительства. В кон. 1940-х гг. почти все Е. были сняты с руководящих постов. В 1953 в связи с «делом врачей» были арестованы 10 рук. кафедр мед. ин-та. В последующие годы, несмотря на гос. политику ограничения представительства еврейского населения в органах гос. власти, нек-рые Е. занимали руководящие должности на пром. предпр., в науч., мед. и др. учреждениях. Среди Е. мн. науч. работников, представителей техн. интеллигенции, учителей, политиков, деятелей культуры и иск-ва. В Чел. и Чел. обл. еврейское население разговаривает в осн. на рус. яз.; люди пожилого возраста говорят также на идиш. Среди молодежи и людей ср. поколения растет интерес к изучению иврита. С 1990-х гг. в области началось возрождение религ. и нац.-культ. жизни. В 1989 в Чел. создан нац.-культ. центр «Авив»; в 1991 чел. еврейской религ. общине возвращена синагога, решением Законодат. собр. Чел. обл. ее здание объявлено памятником истории и культуры Чел. обл. В 1999 открыта Чел. гор. еврейская б-ка. В городах области действуют еврейские культурные центры, филиал благотворительного фонда «Российский еврейский конгресс» («РЕК»), общест. орг-ция «Хэсэд Нэхама» и др. Преемником благотворит. проектов и традиций Челябинского филиала «РЕК» в 2000 стал фонд «Челябинский еврейский общинный центр». В области проводятся концерты еврейского иск-ва, фестивали детского и юнош. творчества. Издается ж. «Кэрэн — Луч», газ. «Еврейские окна».