Энциклопедия Челябинской области

главнаяэнциклопедияэнциклопедия новаяобъявления
Точный Средний Глубокий

Мордва

Мордва (самоназвания эрзя, мокша), народ. Коренное население Республики Мордовия, а также Пензенской, Нижегородской обл.; малые компактные группы и отд. представители народа проживают в Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской обл., в республиках Татарстан и Башкортостан, в Чувашской Республике, Ср. Азии, на Д. Востоке, в Сибири, Приуралье и на Южном Урале (ок. 60% представителей этноса — за пределами Республики Мордовия). Общая числ., по данным 1989, составляла 1154 тыс. чел., в т. ч. в РСФСР — 1072,9 тыс. (из них в Морд. АССР — 313,4 тыс., в Куйбышевской обл.— 116,5 тыс., в Оренб.— 68,9 тыс., в Пензенской — 68,4 тыс., в Ульяновской — 61,6 тыс., в Башк. АССР — 31,9 тыс.); в Чел. обл. в 2002 числ. М. составила 18 138 чел. Морд. этнос состоит из 2 субэтносов — эрзя и мокша. В результате взаимодействия с русскими и татарами сложилось еще 2 подразделения этноса: терюхане Нижегородской губ., сохранявшие в нач. 20 в. нац. самосознание (эрзя) и культ. особенности, но перешедшие на рус. яз.; каратаи, живущие на Ю.-З. Республики Татарстан и говорящие по татарски, но относящие себя к мокше и сохранившие особенности традиционной морд. культуры. На С.-З. Республики Мордовия проживает особая группа эрзянского происхождения — М.-шокша,— испытавшая сильное воздействие со стороны мокши и русских. У М. существует 2 лит. яз.— мокшанский и эрзянский; вместе с марийским они относятся к поволжско-финским яз. финно-угорской группы урал. языковой семьи (см. Финно-угорские языки). В мокшанском яз., в отличие от лит. эрзянского, есть фонемы д, э, L, L’, R, R’, J; ударение гл. обр. на 1-м слоге. В эрзянском яз. ударение фразовое и ритмич. В морд. яз., агглютинативных по морфологич. типу, в значении предлогов употребляются послелоги. У имени св. 10 падежей и 3 склонения (осн., указат., притяжат.); категория рода отсутствует. У глагола 7 наклонений, 2 спряжения (безобъектное и объектное). В словообразовании важную роль играют суффиксация и словосложение. Препозитивное определение не согласуется с определяемым словом. Система морд. письма сложилась на основе рус. гражд. шрифта (сер. 18 в.). Морд. лит. яз. сформировались к сер. 1930-х гг. В лексике мн. тюркизмов и особенно русизмов. Рус. яз. широко распространен среди М. Впервые М. упоминается под назв. Mordens в 6 в. н. э. в готской хронике Иордана, а также в византийских, арабских и рус. раннеср.-век. документах. Этногенез М. протекал в басс. Ср. Оки, Суры, Мокши и Ср. Волги. Часть раннеср.-век. М. вместе с близкородств. мерей приняла участие в формировании рус. населения сев.-вост. княжеств Др. Руси. Назв. рус. Рязани связывается с аутоэтнонимом одной из морд. групп эрзя. В 7—12 вв. у М. происходил процесс распада родовой общины, на смену к-рой с развитием пашенного земледелия пришла сел. община; патриарх.-родовые пережитки сохранялись и в последующее время. С развитием феод. отношений началась постепенная консолидация морд. племен в народность; на ее формирование оказали влияние слав. племена, а затем др.-рус. народность. После покорения Казани (1552) произошло окончат. включение всех морд. земель в состав Рус. гос-ва; началась христианизация М., однако язычество у отд. групп этноса сохранялось до нач. 20 в. Вплоть до наст. времени верования М. носят синкретич. характер: наряду с христианскими традициями сохраняется обширный пласт домонотеистич. верований, связ. с почитанием духов — хозяев местностей: «пасов» (богов), «ава», «атя» (духов матерей, отцов), «кирьди» (хранителей), к-рые близки рус. представлениям о домовых, водяных, леших и т. д. Основа традиционного х-ва — пашенное земледелие и жив-во. Среди М. были распространены ремесла (вышивка, резьба по дереву, изготовление металлич. украшений). В вышивке преобладают приглуш. кр. и темно-синие тона с вкраплениями зеленых и черных; поле вышивки заполняется преим. небольшими, тесно примыкающими друг к другу зигзагами, квадратами, ромбами, крестами. Древнейший жанр морд. фольклора — обрядовые песни, в т. ч. земледельч. цикла. Наряду с лирич. и эпич. песнями распространены частушки, плясовые и хороводные песни. Нар. песне присуще многоголосие, осн. лад — пентатонный. Инструмент. нар. музыка включает исполнение песен и танц. наигрышей. Старинные муз. инструменты: тростниковая свирель (нуди, нюди, нудей), волынка, струнные щипковые. Издавна вошли в быт самодельная скрипка (карьзе) и пила. Традиционный жен. костюм представлен 2 типами — эрзянским и мокшанским (различались кроем рубах, длиной рукавов); мокшанки носили т. н. понкст (штаны). Необходимыми элементами жен. костюма являлись сарафан и передник; у эрзи бытовало архаичное набедр. украшение «пулагай»; головные уборы — сорока (у эрзи), панга (у мокши). Традиционной обувью были лапти, праздничной — сапоги. На терр., ныне входящей в Чел. обл., заметные группы М. фиксировались во 2-й четв. 19 в. При заселении Новолинейного р-на (см. Новая пограничная линия) в состав оренб. казаков были зачислены морд. крестьяне из Приуралья и Ср. Поволжья. В 1840-х гг. казаки морд. происхождения (мокша) являлись преобладающей этнич. группой в новолинейных пос. Кулевчинском (472 чел., т. е. 47,15% от общей числ. 1001 чел.) и Берлинском (124 чел.— 42,3% от 293 чел.). В указ. насел. пунктах представители М. проживали совм. с калмыками и русскими; в незначит. кол-ве — в пос. Мариинском (12 чел.) и Аннинском (6). В нач. 20 в. в ходе переселенческого движения появились морд, крест. хутора на терр., ныне относящейся к юж. районам Чел. обл. (пос. Симбирка Кизил. р-на). В 1920—30-х гг., в ходе реализации сов. переселенч. политики, были осн. морд. поселки на терр. совр. Верхнеурал., Картал., Троицкого, Уйского, Чесм. р-нов; мн. из них существуют доныне. Самыми крупными в области насел. пунктами с преобладающим морд. населением являются пос. Гусары Уйского р-на (где М. составляет 71% от общей числ. нас. 250 чел.), Ивановка Верхнеурал. р-на (св. 50% от 260 чел.), Искра Троицкого р-на (ок. 50% от 157 чел.). Поданным переписей, числ. морд. населения в области неуклонно снижается. За счет ассимиляции и падения рождаемости числ. этноса сократилась с 27 095 чел. (1989) до 18138 (2002); убыль составила 33,1%. В 1989 считали нац. яз. родным 54,1% морд. населения, проживавшего в области, в 2002 — 25%.

Вы можете дополнить или исправить текст, добавить фотографии и ссылки - правка
Поделиться:
    
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)
Энциклопедия Челябинской области
Яндекс.Метрика