Мусульманские благотворительные общества


Мусульманские благотворительные общества (нач. 20 в.), добровольные объединения исповедующих ислам лиц, создававшиеся с целью оказания бескорыстной помощи нуждающимся. М. б. о. создавались представителями наиб. образов. и состоят. части горожан для решения насущных проблем, облегчения существования неимущих. Они способствовали повышению культ. уровня беднейшей части гор. населения.

Троицкое мусульманское благотворительное общество. Основано в 1907. Располагалось в Соборном переулке в 2-этажном доме, при к-ром имелись крытые железом надворные постройки (дерев. флигель, коровник, баня, погреб с сараем). В состав Троицкого М. б. о. входили: правление (предс., чл., ревизионная комиссия); библиотека-читальня «Наджат»; мусульм. приют; дамский попечит. совет при приюте (15 чл.); комиссия (8 чл.) по обследованию положения лиц, обращавшихся в благотворит. об-во за пособиями; мусульм. кладбище (3 смотрителя); почет. чл. об-ва (8 чел.), среди к-рых были Оренб. муфтий М. М. Султанов, ред. газ. «Тарджеман» («Переводчик») И. Гаспринский. Предс. правления и предс. исполнит. комиссии мусульм. приюта был избран М. А. Яушев (см. Яушевы). В совет библиотеки входили: зав. Л. Ш. Яушев, 5 чл., кассир, смотритель; в исполнит. комиссию приюта — предс., попечитель, смотритель (позднее — казначей), секр., врач, фельдшер и 6 чл. комиссии. Имущество правления состояло из шкафа, 2 стульев и пишущей машинки, осн. средства тратились на оснащение библиотеки и приюта. Библиотека располагала всем необходимым (от комнатных термометров и настольных ламп до настенных часов и амер. переплетной машины); на ее содержание, покупку книг и периодич. изданий (на рус. и тат. яз.) и др., по данным 1909, благотворит. об-вом было израсходовано св. 3,5 тыс. руб. На содержание приюта, где жили 30 сирот 6—16-летнего возраста, об-во выделяло средства, к-рые расходовались на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, учебных пособий, лекарств. оплату отопления, освещения и аренды жилья, жалованье служащим. В х-ве приюта держали корову. Помощь воспитанникам оказывали местные жит.: приносили одежду, ткани, продукты питания (в 1909 к празднику Курбан-байрам передали приюту 24 пуд мяса), предметы бытового назначения, в т. ч. редкие и дорогие (напр., машинку для стрижки волос, ручную и ножную швейные машины). В 1909 в Троицком благотворит. об-ве состояло 142 действит. чл., в 1915 — 104. В кассу об-ва поступали членские взносы (в размере 3 руб.), пожертвования частных лиц и орг-ций (напр., от «Дамского кружка»); для их учета использовались талонные книжки. Пополнялась касса и за счет процентов от вкладов в Троицком общест. и Сиб. торг. банках, гос. ренты, устройства благотворит. праздников и вечеров («Восточные вечера», Сабантуй), продажи изделий воспитанников приюта и др. Об-во расходовало средства на аренду помещения под 2-классное рус.-тат. уч-ще, покупку учебников и пособий для беднейших учеников медресе и мектеба, содержание и ремонт библиотеки, медресе и мектеба, оплату мугаллимам мечетей, выплату пособий немощным, погребение неимущих (в 1909 — 60 чел.), содержание мусульм. кладбища, рытье колодца; выделяло единоврем. материальную помощь Троицкому об-ву нар. пользы и Троицкому к-ту по оказанию помощи семействам воинов, ушедших в действующую армию, и др.

Челябинское мусульманское благотворительное общество. Учреждено в 1914 «в память юбилея 300-летия царствования Дома Романовых». Устав об-ва был утвержден 7 июня 1913 Оренб. губерн. по делам об об-вах присутствия. Располагалось в Чел. на ул. Азиатской. На учредит. собр. были избраны предс. правления (З. З. Ахунов), почет. чл. об-ва (оренб. губ. Н. А. Сухомлинов, указный имам и ахун Чел. Мухамед Хаким Мухамедзарифович Салимов). Имущество об-ва составляли пожертв. письм. стол, жел. пресс для копирования писем и приобрет. каучуковые штемпели, медная печать, 2 рамы, чернильница, замок и корзина для бумаг. В 1-й год существования в об-во вступило 112 чел.; состоялось 2 общих собр. и 16 заседаний правления. Чл. об-ва имели именные номерные книжки (с отрывными талонами), по к-рым вносились членские взносы и учитывались пожертвования от посторонних лиц (при внесении денег заполнялся отрывной талон, в к-ром указывались дата, сумма и фам. внесшего пожертвования); все поступления фиксировались в кассовой книге. Пожертвования вносили также предпр., фирмы (т-во «Богатырь», «Тиде и К°», «Кеницер и К°» и др.). В 1914 было собрано членских взносов 892 руб., пожертвований — 943 руб. 80 коп., др. поступлений — 1623 руб. 11 коп.; самые большие суммы внесли З. Х. Ахтямов (478 руб. пожертвований) и Ш. Б. Баязитов (336 руб. членских взносов). Доход приносили вклады, размещ. в Рус. торг.-пром. банке, проведение вечеров, увеселит. меропр., праздников (так, в мае 1914 при проведении Сабантуя было собрано 1553 руб. 9 коп.). Об-во расходовало средства на выдачу «безвозвратных» пособий «бедным и немощным» (в 1914 выдано 84 нуждавшимся 487 руб.), малоимущим ученикам Чел. мусульм. школы для оплаты за обучение, питание или на покупку одежды (в 1914 оказана помощь 43 уч-ся); выдачу пособий с условием возврата — для оплаты обучения в торг. школе, Чел. учител. семинарии, на учител. курсах. Выделялись средства на содержание медресе, магометанской б-ки, ремесл. школы, кладбища, на погребение умерших в гор. больнице и тюрьме. Для улучшения положения детей «беднейшего сословия и мобилизованных лиц» правление об-ва ходатайствовало перед оренб. губернатором об открытии 1 окт. 1914 ремесл. школы в Чел. на Александровской пл. (в доме Кедрова). Предполагалось организовать подготовку по 4 специальностям (по столярному, сапожному, портняжному делу, плетению корзин); из-за недостатка средств был приглашен лишь 1 мастер-инструктор по столярной части — Айтов, выпускник ремесл. школы Пермского культ.-экон. об-ва. Обучение и жилье для учащихся были бесплатными. Вскоре школа стала приносить небольшой доход от продажи столярных изделий учащихся. В связи с тем что содержание ремесл. школы для благотворит. об-ва было весьма обременит., в 1915 правление обратилось в губерн. земскую управу с ходатайством о выделении субсидий.