Народные суды


Народные суды, в советский период судебные учреждения 1-й инстанции на территории района или города, не имевшего районного деления; одно из звеньев сов. суд. системы. Рассмотрение дел в Н. с. осуществлялось коллегиально. В состав Н. с. входили народный судья и 2 нар. заседателя (все Конституции сов. периода предусматривали их выборность). В соответствии с положениями, а затем законами о судоустройстве в РСФСР организационные формы Н. с. постоянно совершенствовались. Так, в 1940—50-е гг. в крупных районах и городах Чел. обл. создавалось неск. участковых Н. с. в зависимости от числ. населения и кол-ва возникающих гражд. и уголовных дел. Каждый из этих судов был самостоят., организационно не связ. с др. судами этого же района (города). Принятый Верх. Советом РСФСР Закон о судоустройстве (1958) упразднил существовавшую участковую систему Н. с. и создал единые Н. с. района (города). На состоявшихся 18 дек. 1960 выборах вместо 91 участкового Н. с. в нашей области было сформировано 37 гор. и районных; в числе вновь избр. судей было 25 женщин, 88 чл. и канд. в чл. КПСС, 3 беспартийных. На 5804 общих собр. было избрано 4647 нар. заседателей (41,6% — женщины, 42,9% — чл. и канд. в чл. КПСС). С этого времени нар. судьи избирались гражданами района (города) сроком на 5 лет (а не на 3, как ранее) на основе всеобщего, равного и прямого избират. права при тайном голосовании. Нар. судьей мог быть избран гражданин РСФСР, обладавший избират. правом и достигший к дню выборов 25 лет (ранее — 23). Нар. заседатели районных (гор.) Н. с. избирались сроком на 2 (а не на 3, как ранее) года открытым голосованием на общих собр. рабочих и служащих на предпр., в учреждениях, колхозах, совхозах, в воинских частях или на собр. избирателей по месту их жительства. Нар. заседателем мог быть избран гражданин РСФСР, обладавший избират. правом и достигший 25 лет. Никаких др. требований к канд. закон не предъявлял. Однако предпочтение отдавалось тем канд., к-рые пользовались авторитетом в коллективе, своим безупречным поведением доказали, что имеют моральное право судить других. Укрупнение низового звена суд. системы положительно сказалось на отправлении правосудия. Выборы нар. судей организовывал исполком обл. Совета депутатов трудящихся, нар. заседателей — исполкомы гор. (районных, сел. и поселковых) Советов деп. трудящихся. Числ. нар. судей и нар. заседателей росла (в 1975 нар. заседателей было 8775, в 1977 — 9675). Из них 57,5% составляли рабочие и колхозники, ок. 60% — женщины, почти 40% — чл. КПСС; каждый второй избирался впервые. К исполнению своих обязанностей в Н. с. нар. заседатели призывались в порядке очередности и не более чем на 2 нед в году. В этот период их статус приравнивался законом к статусу судьи: нар. заседатели наделялись правом применять законы и принимать решения по существу дела и даже исполнять обязанности судьи в его отсутствие (во время отпуска, из-за болезни). При рассмотрении дел нар. заседателям предоставлялось право в любой момент задавать вопросы подсудимым, потерпевшим, истцам, ответчикам, свидетелям; они участвовали в вынесении приговора, решения Н. с. (закон предусмотрел, что при обсуждении в совещат. комнате председательствующий подавал свой голос последним; все вопросы решались простым большинством). Это предполагало наличие у нар. заседателей определ. минимума правовых знаний, к-рые они получали на ежемесячных занятиях по вопросам законодательства и суд. практики. Кроме того, во всех городах и районах Челябинской обл. действовали народные университеты правовых знаний. Деят-сть нар. заседателей не ограничивалась участием в суд. разбирательствах. Они оказывали помощь в организации выездных сессий суда, участвовали в процедуре исполнения суд. решений (напр., по взысканию алиментов, контролю за осужденными условно или переданными на поруки и перевоспитание и т. д.). В каждом Н. с. создавались совет нар. заседателей, 4—6 комиссий по различным направлениям деят-сти (работа с несовершеннолетними осужденными, работа с товарищ. судами, контроль за исполнением суд. приговоров и решений, соблюдение законности и профилактика правонарушений и т. д.). Нар. судьями, как правило, избирались известные и уважаемые в труд. коллективах люди, имевшие юрид. образование. В Магнитогорске, напр., неоднократно становились нар. судьями В. П. Иванов, Ю. Г. Иговлев, М. И. Куркин, Ю. Г. Неясов, Г. А. Стекольщиков, Г. И. Трубин, Н. С. Хоботнев, К. И. Шеманова и др. Из числа нар. судей города (района) избирался предс. гор. (районного) Н. с. К полномочиям Н. с. также относились: изучение и обобщение суд. практики, правовая пропаганда, оказание правовой помощи товарищ. судам, поддержание связи с добровольными народными дружинами, наблюдат. комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних при исполкомах и др. деят-сть, предусмотр. законодательством. Выборность Н. с. обусловливала их подотчетность избирателям не менее 2—3 раз в теч. срока полномочий. В Н. с. рассматривалась осн. масса (до 95%) уголовных и гражд. дел, а также дел об адм. правонарушениях. В штат Н. с. входили суд. исполнитель, секр. суда и др. С 1970 организационное управление судами было возложено на восстановл. Мин-ва юстиции СССР и РСФСР. Непосредств. рук-во Н. с. области осуществлял Челябинский областной суд. В 1996 федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации» система Н. с. была упразднена, их полномочия переданы районным судам.