Наставничество


Наставничество, форма воспитания молодежи в труд. коллективах, массовое патриотич. движение в 1970—80-х гг. Почин кадровых рабочих ряда предпр. страны довольно быстро распространился в Челябинской обл., стал неотъемлемой частью процесса подготовки молодой смены. Шефы-наставники на общест. началах по решению парт., проф. и комс. орг-ций закреплялись за молодыми рабочими и колхозниками. Как правило, в качестве наставников утверждались передовики и новаторы пр-ва, кадровые рабочие и ветераны труда. Девиз участников движения: «Учить не только мастерству, но и жизни». Наставники знакомили молодых рабочих с традициями коллектива, помогали организовать учебу, досуг, оказывали помощь в решении бытовых вопросов и т. д. Важным этапом и стимулом к развитию движения стал 1-й обл. слет шефов-наставников (1974). Осенью того же года в Челябинской обл. были созданы постоянно действующие школы наставников; в помощь обучающимся было подготовлено и издано первое в стране уч. пособие «Наставник и воспитание молодежи». К 1975 в 440 школах обучалось почти 25 тыс. шефов-наставников; в 1978 в городах и районах области с молодежью работало ок. 35 тыс. чел., в 1980 — 40 тыс. Одним из первых в сент. 1971 организовал школу наставничества на Копейском машиностр. заводе им. С. М. Кирова токарь-скоростник, Герой Социалистического Труда Н. И. Доброносов. Свой профес. и жизн. опыт он передал 250 молодым рабочим, мн. из к-рых стали впоследствии передовиками и новаторами производства. Опыт Доброносова был представлен на ВДНХ СССР, обобщен и одобрен бюро Челябинского обкома партии, благодаря организов. облсовпрофом на заводе межсоюз. школе наставников стал достоянием сотен др. рабочих-педагогов. По примеру варненского комбайнера, Героя Социалистического Труда, зачинателя Н. на селе Ф. Я. Чеколовца лучшие механизаторы района взяли шефство над молодежными звеньями, благодаря чему молодежь оставалась работать в х-вах, в районе была решена кадровая проблема. Энтузиастом Н. зарекомендовал себя лучший слесарь Минсредмаша СССР, рационализатор, Герой Социалистического Труда Г. С. Лутовинин, возглавлявший совет наставников ПО «Маяк». Многолетнее участие в воспитании молодых металлургов доменщика с ММК А. Л. Шатилина получило высокую оценку на 17-м съезде комсомола: он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. На ММК ежегодно ок. 3 тыс. начинающих металлургов имели своих наставников, под рук-вом к-рых молодежь быстрее осваивала профессию, активнее участвовала в общест. жизни. Признанными рабочими-педагогами проявили себя Герои Социалистического Труда Ф. Ф. Верещагин, С. И. Гончарук, В. М. Густоев, И. Н. Панфиловский, И. Е. Погорелец. Опыт лучших наставников — ветерана ЧТЗ А. А. Батурина, кавалеров орд. Ленина Т. С. Гурьянова (ЧТЗ) и бригадира Чел. автомеханик, завода В. Г. Соболева, токаря из Кыштыма В. К. Евсеенко, троичанина А. М. Карпенко, варненского механизатора Б. М. Кравченко, аргаяшского комбайнера А. С. Миндиярова и мн. др.— изучался и распространялся на обл. и Всесоюз. уровнях. Вопросы совершенствования Н. постоянно обсуждались на парт., проф., комс. собр., слетах, науч.-практич. конф. (Всесоюзный семинар наставников состоялся в Копейске, Всесоюз. конф. прошла в 1977 в Ленинграде); лучшие наставники удостаивались почет. звания «Заслуженный наставник молодежи». В 1972—94 Чел. обл. совет наставников возглавлял Доброносов.