Неостили в архитектуре


Неостили в архитектуре, обобщенное название всех «вторичных» стилей в зап. иск-ве сер. 18 — 20 вв., осн. на обращении к традициям и формам прошлых эпох; одно из первых проявлений эклектики. Н. использовали не закономерности формообразования оригинальных образцов, а декоративные приемы, создавая стилизации «под эпоху». Художеств. синтез, как впоследствии в эклектике, подменялся сложением отд. элементов и стилистич. цитат. В России для Н. последней трети 18 — нач. 20 вв. характерно обращение к средневековью. Первонач. развитие получила неоготика. С 1830-х гг. определяющим стал неорус. стиль, обращавшийся к традициям крестовокупольной архитектуры Византии, Др. Руси (т. н. рус.-византийский стиль) и рус. кам. и дерев. зодчества 17 в. с использованием фольк. элементов. Неорус. стиль был характерен прежде всего для храмового зодчества и получил широкое распространение по всей России как одно из офиц. направлений. На Южном Урале в неоготич. стилистике выстроен римско-католич. костёл в Чел. (1914). Характерными образцами нац. стиля являются церковь в честь Святой Троицы (1914, арх. П. А. Сараев) и церковь во имя Св. Благоверного князя Александра Невского в Чел. (1907—15, арх. А. Н. Померанцев); церковь во имя Сет. Николая Чудотворца в Верхнеуральске (1869—75); церковь в честь Святой Троицы в Миассе (1889); троицкие церкви: во имя Св. Дмитрия Солунского (1864), во имя Св. Благоверного кн. Александра Невского (2-я пол. 19 в.), во имя Св. пророка Илии (2-я пол. 19 в.), церковь в честь Преображения Господня (1870) и др. В 20 в. доминирующим среди Н. стал неоклассицизм, получивший наибольшее развитие в 1930—50-е гг. На рубеже 20—21 вв. ист. стилизации развиваются в рамках постмодернистских исканий.