Нижнеуфалейский чугуноплавильный и железоделательный завод, пром. предприятие. Основано в 1813 (по др. данным, в 1818) моск. купцом М. П. Губиным (см. Губины), владельцем Сергинско-Уфалейского горного округа (входил в состав его Уфалейской части, располож. в Екатеринб. уезде Пермской губ.). Первые работники (крепостные, привез. из Ветлужского уезда Костромской губ.) построили плотину, небольшую кричную ф-ку. Ок. 1825 сооружена доменная печь. В 1838 завод отошел к младшему сыну Губина Константину, к-рый в 1848 передал управление жене — А. И. Губиной. За 12 лет она произвела полн. рек-цию заводов Сергинско-Уфалейского горного округа. На Нижнеуфалейском заводе были построены 2-я доменная печь (1854), новые здания доменного и рем.-механич. цехов (1858); внедрен в пр-во пудлинговый процесс (1857), при этом до 1888 на заводе сохранялся и кричный передел. В середине 1850-х гг. на заводе действовали доменный, кричный (10 молотов), пудлинговый, литейный, передельный, слесарный, токарный, плотничный цехи; было произведено 174010 пуд чугуна, 90 016 — железа; работали 737 крепостных. В 1863 — 2 домны, 1 вагранка, 4 пудлинговые, 9 сварочных печей, кричная ф-ка (10 горнов), 19 водяных колес, 2 паровые машины. Сортамент жел. проката (профили): квадратный, круглый, угловой, шинный, резной. Год. выделка сортового железа достигала 300 тыс. пуд (1889). Для флюса использовался камень, добываемый на г. Горновой (близ заводского поселка); в кон. 1880-х гг. разрабатывалось 26 рудников (с запасами бурого, кр., магнитного железняков). Продукция сплавлялась на Нижегородскую ярмарку по р. Уфе (до 1907), затем перевозилась конным, с 1940-х гг.— автомоб. транспортом в Верхней Уфалей и отправлялась потребителям по жел. дороге. Завод неоднократно менял хозяев: в 1869 вместе с др. предпр. округа был сдан в аренду; в кон. 1881 приобретен Товариществом Сергинско-Уфалейских горных заводов, развернувшим масштабную рек-цию цехов и оборудования. В 1882—89 новые владельцы затратили на обустройство завода св. 150 тыс. руб. Взамен старых доменных печей была построена новая — шотландской системы, значит. большего объема (1900); введены в эксплуатацию: 31 углевыжигат. печь (1901—02) и печь для сушки глины, 5-т (1902) и 7-т (1904) мартеновские печи и др. На 1 июля 1914 на предпр. работали 1309 чел., в 1918 (при власти белых) — 1421; в 1919 — 497 (из них 112 подростков). В 1919 выпущено 77366 пуд мартеновской стали в слитках. В апр.— окт. 1917 на заводе созданы профсоюзы (предс. фабзавкома А. П. Зубарев), введен рабочий контроль над производством. В кон. дек. 1917 завод был национализирован вместе с др. предпр. горного округа (см. Национализация горных округов); в состав делегации, выезжавшей по этому вопросу в Петроград, от Нижнеуфалейского завода входили П. М. Анисимов и А. В. Зайцев. 7 марта 1918 созданы деловые советы (В. А. Агафонов, П. И. Миронов, П. А. Филиппов). В 1922 принято решение Гормета о восстановлении остановл. Нижнеуфалейского завода, объединении его с Верхнеуфалейским и образовании Уфалейского металлургического завода с 2 площадками (связ. технолог. циклом): верх. (2 осн. цеха —доменный и листопрокатный) и ниж. (2 вспомогат.— мартеновский и сутуночный). С верх. участка на ниж. перевозились чугун и жел. лом, с ниж. на верх. — сутунка (к-рую после вторичного прогрева прокатывали до стандартных размеров кровельного листа — осн. продукции Уфалейского металлург. завода). В 1940 за 1 мес была построена узкоколейная жел. дорога, соединившая верх. и ниж. участки (существовала до 1989; демонтирована после ввода в эксплуатацию автодороги между Верх. и Ниж. Уфале- ем). В 1950—80-х гг. была произведена коренная рек-ция предпр., ныне это ООО «УЗММ» (см. Уфалейский завод металлургического машиностроения). Кузнечный цех Н. ч. и ж. з. — историко-архит. памятник регион.значения, образец пром. архитектуры сер. 19 в. Здание рем.-механич. (бывшего кузнечного) цеха — единств. сохранившееся до настоящего времени от старого Н. ч. и ж. з. Сооружено в 1858, в последний год управления А. И. Губиной. Стены метровой толщины. Арочное сводчатое перекрытие цеха, традиционное для урал. пром. архитектуры, по конструкции представляет собой т. н. рус. ферму, не превзойденную по легкости и надежности. Отличит. признаки: гнутые в горячем состоянии уголки непрокатного профиля (технология 18 в.), болтовые соединения на дюймовой резьбе, сложные чугунные отливки опор. В цехе имеется уник. долбежный станок, установл. во время стр-ва цеха и сохранившийся в рабочем состоянии. Здание принято под охрану гос-ва решением исполкома Чел. обл. Совета деп. (20 сент. 1977) и внесено в Гос. список памятников регион. значения. Рем.-механич. участок № 2 (бывший рем.-механич. цех) закрыт в 2002, пр-во переведено на др. площадку. В 2004 владельцами ООО «УЗММ» здание выведено за терр. предпр., отрезано от коммуникаций; нуждается в рек-ции.