Нязепетровский краностроительныи завод


Нязепетровский краностроительный завод, предприятие машиностроительной отрасли, ЗАО. Производит башенные краны и подкрановые тележки. Завод основан в 1747 как чугуноплавильный и железоделат. купцом П. И. Осокиным (см. Осокины) на р. Нязе, в 90 верстах от Красноуфимска. Земли для стр-ва завода были взяты в оброчное владение у башкирского племени катай (согласно договору 1744 арендная плата составляла 20 руб. в год, сроки аренды не оговаривались). Первонач. предпр. имело 1 домну, 3 кузницы, 12 кричных горнов, 3 молота по 17 пуд. Первая продукция получена в 1748: 27 тыс. пуд чугуна, 24 тыс.— железа (в 1770 — 37,1 и 24,4; в 1790 — 67,1 и 48,3; в 1800 — 92,3 и 61,9 тыс. пуд соответственно). Неоднократно менялись владельцы предпр.: Осокин (1747— 51), бр. Мосоловы (1751—62), купцы-компаньоны М. С. Мясников и Я. С. Петров (1762—65), Петров и его дочь И. Я. Хлебникова (1765—1808), Л. И. Расторгуев (1808—23; см. Расторгуевы), владелец Кыштымского горного округа, в состав к-рого вошел завод. В связи со стр-вом предпр. был осн. поселок, положивший начало г. Нязепетровску. В середине 19 в. заводской поселок был самым крупным поселением в Красноуфим. уезде Пермской губ. (в 1869 — 1225 домов, 9038 жит.). Во время Отечественной войны 1812 завод выполнял задание воен. ведомства по пр-ву ядер и картечи. В 1832 использовалось 27 кричных молотов, 5 раскатных машин, 3 листовых молота, действовало 13 гвоздарных ф-к. Кол-во работников составляло 1622 чел. (в 3 раза больше, чем в 1808). С 1840 пр-во листового железа стало вытеснять кричный передел (в 1840 объем его выпуска составил 32 тыс. пуд, в 1850 — 60 тыс.). Пр-во чугуна было увеличено с 300 тыс. (1850) до 650 тыс. пуд (1868), дерев. здания фабрик заменены на кам., внедрен пудлинговый способ передела чугуна, введены в эксплуатацию водяная турбина, паровой молот, прокатные станы. Высокое качество производимого железа (им покрыты здания Брюссельского дворца в Париже, парламента в Лондоне) было отмечено на выставках в Москве (золотая), С.-Петербурге (серебряная), Париже (большая серебряная мед.). В кон. 19 в. завод являлся вторым по величине (после Нижнетагильского) металлург. предпр. на Урале. На заводе действовали 1 домна, 22 кирпичных горна, 2 сварочные печи Сименса, 12 паровых молотов, 8 прокатных станов. Номенклатура продукции включала св. 20 наим.: чугун (в слитках и отливках), железо (кровельное, полосовое, каретное), сталь (в т. ч. инструм.), ферромарганец и др. В 1894 было произведено 268941 пуд штыкового чугуна, 42940 пуд железа. Нязепетровское железо получило мир. известность; за высокую эластичность и способность противостоять коррозии его называли «белым». До нач. 1920-х гг. завод работал на древесном угле, выжигаемом в окрестных лесах. За время существования четырежды останавливал производств. деят-сть: в 1774—76 (сожжен в период Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва, убытки составили 73767 руб.), в 1914—17 (остановлен в наказание за забастовку), в 1919 (период Гражданской войны), в 1922—29 (простаивал из-за размыва плотины, к-рая была восстановлена только в 1967; энергия для нужд завода до 1947 вырабатывалась локомобилями). В 1929 по указанию М. И. Калинина, к к-рому выезжали представители рабочих завода, предприятие было вновь пущено. В 1930 заводу присвоено имя М. И. Калинина. В 1931 освоен выпуск фасонного литья, предпр. перепрофилировано в машиностр. Представляло собой механич. мастерские, выпускавшие вилы, лопаты, дверные и оконные скобы, шарниры, гвозди и т. д. Осенью 1941 на завод начало поступать оборудование эвакуир. Новокраматорского машиностроительного завода им. В. И. Ленина (Донецкая обл., Укр. ССР). В период Великой Отечественной войны предпр. выпускало воен. продукцию. В марте 1946, в связи с переводом завода в подчинение Мин-ву строит. и дорожных машин, предпр. переим. в Нязепетровский завод строит. машин им. М. И. Калинина. Предпр. приступило к выпуску пескомоек, камнедробилок, бетононасосов и др. продукции. В 1947 завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 на базе предпр. создано РУ № 27, в 1955 — машиностр. техникум. В 1950-х гг. проводилась рек-ция: расширен литейный цех, построен 2-й механосборочный (1953); на базе трансп. цеха организована Нязепетровская автоколонна (1958). В 1955 началось освоение пр-ва башенных кранов, с 1966 являющихся осн. продукцией предпр. (в 1986 изготовлено 388 шт.). В отд. годы ок. 25% производимых изделий экспортировалось в 21 страну мира. В 1965 объем производимой продукции по сравнению с 1947 был увеличен в 8 раз. В 1968 изготовлен 1000-й кран. В кон. 1970-х — нач. 1980-х гг. башенный кран КБ 403 и подкрановые тележки удостаивались гос. Знака качества. В 1993 предпр. преобразовано в АО «Нязестроймаш». В период рыночных преобразований в экономике страны начался спад объемов пр-ва, в кон. 1990-х гг. пр-во кранов было приостановлено. В 1999 предпр. объявлено банкротом, введено конкурсное управление. В апр. 2003 завод получил совр. назв. и статус ОАО; в 2007 — статус ЗАО. В 2003 было собрано 34 модифицир. башенных крана, в 2004 — 64. В 1996 начало действовать дочернее предпр. Н. к. з.— Чел. завод грейферов и узлов кранов (ЗАО «Кранмаш»), выпускавшее ковши для электрич. и механич. кранов, электромостовые краны. Мн. работники Н. к. з. отмечены гос. наградами: орд. Ленина — П. З. Самохин, Г. И. Хабаров; Октябрьской Революции — И. Е. Субботин; Трудового Красного Знамени — Н. Е. Горбунов, П. И. Мурыгин; «Знак Почета» — А. В. Бетина. Предпр. последовательно возглавляли: Н. М. Щербаков (1917—18), Балдин (до 1922), Н. Г. Вознесенский (1929—30), В. И. Закалюкин (1930—33), М. Г. Крылов (с 1933), Юшков, Циркуль, Захаров, Кривоусов, Гордеев, А. Ф. Беляев, М. Т. Красиков, В. Х. Титов, Н. А. Навродский, Филатов, А. Г. Авраменко (до 1942), Г. В. Крупин (1942), Бутылев (1942), В. С. Желтецкий (1942—45), П. С. Сысенко (1946—47), Д. В. Совков (1947—53), Л. А. Шахин (1953—60), В. К. Латыев (1960-82), Г. В. Боронин (1982—96), В. В. Латыев (1996—97), А. Ю. Гудим (1997—98), Ю. А. Симонян (1998—2000), С. Г. Рогов (2000—03), В. Я. Павлов (2003—05). С 2005 ген. дир. С. Р. Губайдулин.