Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС), гос.-религ. учреждение. Создано по Указу Екатерины II от 22 сент. 1788 и первонач. называлось Уфим. духовным магометанского закона собр. (открытие состоялось 4 дек. 1789 в Уфе); с 1797, в связи с преобразованием Уфим. наместничества в Оренбургскую губернию и переводом гос. учреждений в Оренбург,— Оренб. духовным магометанского закона собр. (ОДМЗС). В нач. 1803 государственные учреждения по причине удаленности от осн. уездов губернии и недостатка в городе продовольствия были вновь возвращены в Уфу. В 1846 собр. получило название ОМДС. В 1770-е гг. завершились вооруж. выступления башкир, продолжавшиеся св. 100 лет. Мусульм. духовенство перестало быть активной оппозиционной царизму силой, и Екатерина II поставила цель: учредить контроль над мусульм. ин-тами и использовать их для проведения политики царизма среди мусульман России и зарубежья (в Казахстане, Ср. Азии, на Кавказе). Еще в мае 1773 императрица указала Священному Синоду: «...как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и Ее Величество из тех же правил сходствуя его святой воле всем поступать изволит». В кон. 1788 — нач. 1789 произошли волнения башкир Троицкого и Чел. округов, вызв. действиями миссионеров (см. Миссионерская деятельность), посланных Тобольской епархией. Опасаясь очередного восстания, 7 февр. 1789 прав-во приняло решение отозвать всех проповедников и образовать в губерн. городе по предложению ген.-губ. Симбирского и Уфим. наместничества барона О. А. Игельстрома «особую комиссию» во главе с гл. ахуном края М. Хусейновым для усиления контроля, проводимого государственные учреждениями над исламскими орг-циями (см. Ислам). Влияние ОМДС распространилось на всю Россию, за исключением Таврич. наместничества. Во главе собр. поставили муфтия и 3 заседателей от Казанской губ. Предс. ОМДС (муфтий) назначался императрицей по представлению Мин-ва внутр. дел (МВД) или (обычно) по ходатайству местной администрации. Муфтий, заседатели и служащие получали жалованье, как гос. чиновники. С 1803 духовное собр. опекал обер-прокурор Святейшего Синода кн. А. И. Голицын. 25 июля 1810 было создано Главное управление (затем — Департ.) духовных дел иностр. исповеданий, в состав к-рого вошло ОДМЗС. С окт. 1817 оно подчинялось Мин-ву духовных дел и народного просвещения; его работой руководил 4-й отдел нехристианских исповеданий мин-ва. Департ. по поручению прав-ва разрабатывал стратегию работы среди мусульман. Местный надзор за деят-стью ОДМЗС до 1796 осуществляло Уфим. наместнич. правление, в 1796—1865 — Оренб. губерн. правление. Одноврем. работу ОМДС контролировали генерал-губернатор (в 1865—81 оренб. ген.-губ. Н. А. Крыжановский) и команд. башкиро-мещерякским войском. К компетенции ОМДС были отнесены прежде всего имуществ. и семейно-брачные дела мусульман. При их рассмотрении ОМДС руководствовалось нормами шариата и общерос. законодательства, что зачастую приводило к конфликтам с местными администрациями, МВД и частью исламского духовенства. ОМДС занималось вопросами стр-ва и ремонта мечетей, а также приемом экзаменов у претендентов на церк. и религ. должности. И хотя ОМДС не имело особых полномочий в сфере духовного образования мусульманского, оно через учителей (муталлимов и мударрисов) определ. образом влияло на практику обучения. Духовному управлению были подведомственны: муфтият, состоявший из госслужащих — муфтия, 3 (позднее 5—6) казиев (судей), их зам., отв. секр., переводчика, столоначальников и писарей; мухтасибат из 2—5 чел. во главе с мухтасибом (контролер мусульм. общины); мутаваллиат (мулла, муэдзин и секр.-казначей при каждой мечети). ОМДС многократно пыталось выйти из-под опеки губерн. властей, установить духовное подчинение по вертикали, устранить вмешательство кантонных нач. и ниж. земских судов в дела религ. учреждений. Мин-во юстиции отклоняло эти инициативы, в частности так и не дало разрешения на создание ср. религ. звена — губерн. мухтасибатов. В последней четверти 19 в. надзор за действием ОМДС усилился. Однако прав-во не пошло на радикальную меру — закрытие ОМДС,— как предлагали уфим. губ. Ушаков в 1872 и обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев в 1886. Предполагалось, что духовное собр. возьмет на себя в какой-то мере решение внешнеполит. задач: первым муфтиям собр. отводилась роль проводников имперских интересов на Кавказе и вост. окраинах России. Собств. финансы у духовного собр. появились в 1828, с введением сборов за записи в метрич. книгах; в 1834 прав-во учредило брачный налог с мусульман. Получ. средства расходовались на внутр. нужды собр.: в ведении ОМДС в 1912 находились 4,5 млн прихожан обоего пола, проживавших в 32 губерниях, 5771 приход и 12 341 духовное лицо. В 1917 ОМДС было переим. в Центр. духовное управление мусульман Внутр. России и Сибири (см. Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ). В 1865 для размещения управления было построено 2-этажное здание в Уфе. В настоящее время Центр. духовное управление мусульман вместе с гл. соборной мечетью располагает целым комплексом зданий в Уфе. Муфтии: Хусейнов (Мухамеджан; 1788—1824), Габдрахимов (Габдессалям; 1825—40), Сулейманов (Габдулвахид; 1840—62), Тевкелев (Салимгарей; 1865—85), Султанов (Мухамедьяр; 1886—1915), Баязитов (Мухаметсафа; 1915—17).