Обновленческий раскол в РПЦ


Обновленческий раскол в РПЦ, религиозное течение внутри Русской православной церкви в 1920—40-х гг. О. р. произошел после создания 18 мая 1922 Высшего церк. управления (ВЦУ), признанного лишь частью верующих. В противовес Патриарху Тихону и его сторонникам обновленцы выступали за лояльность по отношению к Советской власти, модернизацию церк. практики и пересмотр нек-рых устоявшихся в православии канонов и обычаев. В рамках О. р. образовались различные организации и группировки: «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), «Союз религиозных трудовых коммунистов» и др. Лидерами О. р. в России были митр. Александр (А. И. Введенский), еп. Антонин (А. А. Грановский), прот. В. Д. Красницкий и др. Наибольшее влияние обновленцев на церк. жизнь России наблюдалось в 1922—25. Изначально обновленчество поддержали 37 (из 73) епархиальных архиереев, в т. ч. будущие патриархи Сергий (И. Н. Страгородский) и Алексий (С. В. Симанский). При содействии властей обновленцы провели 2 обновленч. Поместных собора (1923, 1925). Возглавивший древлеапостольскую церковь Введенский выступил на обновленч. соборе 1923 с осуждением патриарха Тихона. Чел. посетил 30 и 31 янв. 1926, провел 2 диспута на темы «Христос и Антихрист», «Есть ли Бог?». С лекцией на эту же тему перед челябинцами выступил Антонин 18 дек. 1923, обосновав необходимость социальных рев-ций, говорил об отношении к ним духовенства, пытался доказать присутствующим бытие Бога. Впоследствии влияние обновленцев на верующих стало ослабевать. В 1935 самораспустился созданный ими Синод. В 1937—38 мн. из приверженцев обновленчества были арестованы и расстреляны; часть, принеся покаяние, вернулась в лоно РПЦ. После Великой Отечественной войны гос-во возвратило РПЦ большую часть обновленч. храмов. Один из обновленч. первоиерархов — Патриарх Моск. и правосл. церквей в СССР митр. Вениамин (Введенский), принеся покаяние, также вернулся в РПЦ. Со смертью Александра (Введенского) в 1946 обновленчество прекратило свое существование. Духовенство Южного Урала имело склонность к обновленчеству еще до организационного оформления этого движения. Так, в документах Первого окружного съезда духовенства и мирян Челябинского округа (апр.— май 1917) говорилось: «Те канонические правила, которые потеряли свое жизненное значение или являются бесполезными, не применимыми к современным условиям жизни, Собор (Поместный собор РПЦ.— Авт.) должен отменить». Делегаты съезда по ряду позиций заняли откровенно обновленч. позиции: так, единогласно высказались за введение второбрачия священников, выразив при этом пожелание, чтобы этот канонич. вопрос окончательно был решен Поместным собором. С образованием ВЦУ организационное оформление обновленчества началось и на Южном Урале. На первых порах сторонников этого движения поддерживали власти, считавшие, что «...“Живая церковь”, вышвырнув из своих рядов черносотенных “князей” и их подручных, может продолжать жить до тех пор, пока с помощью науки... не удастся покончить с темнотой в головах народных масс». 2 июня 1922 чел. газ. «Советская правда» опубликовала открытое письмо «К духовенству и мирянам Челябинской губернии», подпис. прот. Константином (К. П. Прокопьевым), священниками А. И. Кривощёковым, А. Протопоповым, И. Поповым, И. Парфеновым. В манифесте чел. обновленцев говорилось: «Народ давно ждет живого слова своих пастырей, жаждет дел милосердия, но ничего не видит. Церковь застыла в формализме, духовенство замкнулось, опустило руки и ничего не делает. Живой дух замер. Пора отрешиться от старого, пора выступить с призывом братской любви и милосердия, вызвать живую и деятельную жизнь прихода на принципах взаимопомощи». В конце авг. 1922 в Чел. состоялось собр. обновленчески настроенного духовенства, на к-ром был заслушан доклад уполномоченного ВЦУ священника Ф. Вдовина. Собр. постановило: примкнуть всему духовенству к прогрессивному движению «Живая церковь» и признать ВЦУ во главе с митр. Антонином (Грановским). Однако отъезд из Челябинска в Курган прот. Константина (Прокопьева) — наиб. яркой фигуры среди чел. обновленцев, неприятие обновленчества видными чел. священнослужителями П. Г. Холмогорцевым (см. Пётр), А. М. Альбокриновым и др., характер складывающихся на местах взаимоотношений между церковью и органами Советской власти препятствовали широкому распространению обновленчества в религ. общинах Челябинской епархии. Выборы священнослужителей, состоявшиеся в правосл. общинах Чел. в начале июня 1923, показали, что обновленч. эйфория прошла. 11 июня 1923 представитель ВЦУ Миролюбов, сообщая Сиб. церк. управлению о ситуации в городе, указывал: «Все челябинское городское духовенство присоединилось к автокефалии (т. е. не признало ВЦУ.— Авт.), срочно командируйте настоятеля в кафедральный собор» (см. Автокефалия). Просьба была продиктована тем, что именно соборная община во главе с прот. Холмогорцевым стала центром антиобновленч. сил в Челябинской епархии. Участники состоявшегося 15 июня 1923 собр. высказались по отношению к О. р. однозначно: «Община Христорождественского собора считает живоцерковников безблагодатными, а потому всякое молитвенное общение с ними не признает». Однако совместными усилиями обновленцев и НКВД ситуацию в Чел. удалось изменить. В 1923 в городе появился обновленч. архиеп. Гавриил (Г. И. Ландышев), к-рый за непризнание пост. 2-го (обновленч.) Поместного собора и неподчинение обновленч. церк. органам отрешил от занимаемых мест прот. Холмогорцева, Альбокринова, М. А. Пеньковского и др., поставил вопрос о снятии с Холмогорцева сана и просил гражд. власти выслать его как гос. преступника за пределы Чел. губ. В это же время НКВД выслал из Чел. «в один из малонаселенных и иноверческих районов республики» 7 местных священнослужителей тихоновской ориентации (Д. А. Нассонова, А. В. Львова, В. И. Кудрявцева и др.). В Чел. обновленцам были переданы в пользование собор в честь Рождества Христова, собор во имя Св. Симеона Верхотурского Чудотворца, церкви: в честь Вознесения Господня (пос. Порт-Артур), во имя Свт. Николая Чудотворца, в честь Покрова Пресвятой Богородицы; монастырские храмы: в честь иконы Божией Матери «Одигитриевская», в честь Вознесения Господня. Для популяризации обновленчества в Чел. приезжали его лидеры — митр. Антонин (Грановский) в 1923 и Александр (Введенский) в 1926. Обновленчество получило развитие не только в Чел., но и в др. насел. пунктах Южного Урала. На территории, ныне занимаемой Чел. обл., наряду с Чел. была создана обновленч. кафедра в Троицке, викарная — в Златоусте. В условиях отсутствия информ. даже нек-рые известные церк. иерархи то примыкали к О. р., то возвращались через покаяние в лоно РПЦ. Напр., дважды это сделал еп. Златоуст. Николай (Н. А. Ипатов). В 1925 обновленцы Урала предприняли попытку консолидироваться и образовать обл. орган управления. Их съезд прошел 9 июля 1925 в Свердловске, и, как явствует из мат-лов, опубл. прот. В. Лавриновым, в его работе участвовали 8 архиепископов, 17 протоиереев, 2 протодиакона, 1 диакон и 19 мирян. Было принято решение о создании Урал. митрополии во главе с Урал. обл. митрополитанским церк. управлением (УралОМЦУ). Главой митрополии стал митр. Свердловский и Урал. Корнилий (Попов). В митрополию вошли 10 епархий (Ирбитская, Ишимская, Курганская, Пермская, Сарапульская, Свердловская, Тобольская, Троицкая, Ткшенская, Чел.) и 3 викариатства (Златоуст., Кунгурское и Шадринское). В 1927—28 УралОМЦУ выпускало свой печатный орган «Уральские церковные ведомости» (гл. ред. прот. И. Уфимцев). В нач. окт. 1926 прошел 2-й Урал. обл. обновленч. съезд. В связи с убытием митр. Корнилия (Попова) в Воронеж главой Урал. митрополии был избран архиеп. Пермский Сергий (С. Е. Корнеев), ставший вскоре митрополитом. К нач. 1927 в составе митрополии действовали 16 обновленч. епархий, в к-рых несли службу 19 епископов и 900 клириков. Точное кол-во обновленч. общин, действовавших в 1920-х гг. на территории Южного Урала, неизв. Однако статистич. сведения о наличии обновленцев на отд. терр. позволяют говорить об их значит. кол-ве. Так, в Челябинском округе в 1929 действовали 43 общины обновленцев, в то время как сторонники митр. Сергия (Страгородского), представлявшие ортодоксальное течение в РПЦ, имели 51 общи- ну. Предпринятая гос-вом активизация антирелиг. работы, переросшая с 1929 в крупномасштабный террор, коснулась и обновленцев. Были закрыты мн. храмы, переданные им ранее. Подвергались репрессиям представители обновленч. епископата и духовенства. В 1935 в Чел. был арестован и выслан на 10 лет в Ухтпечлаг митр. Чел. Василий (В. И. Некрасов); в 1937 приговорен к высшей мере наказания и расстрелян архиеп. Михаил (М. И. Вяткин). После 1937 О. р. на Южном Урале фактически прекратил свое существование. По сведениям М. Е. Губонина, обновленч. кафедры, размещавшиеся на территории современной Челябинской обл., занимали архиереи: Златоуст.— Михаил Трубин (1925); Троицкую — Николай Амассийский (1923), Александр Четыркин (1924—25), Иоанн Ильин (1925—26), Симеон Канарский (1929—30), Сергий Озерецковский (1932); Чел.— Георгий Шрамков (1923), Гавриил Ландышев (1923—24; 1925), Александр Смирнов (1924—25), Аристарх Николаевский (1925—26), Василий Некрасов (1926—27), Михаил Орлов (1927—29), Алексей Марков (1930), Палладий Бельтюков (1930), Модест Никитин (1930—31), Ильин (1931—32), Сергий Корнеев (1936), Михаил Вяткин (1936—37). На обновленч. Поместных соборах в 1923 Юж. Урал представляли Ландышев и Прокопьев, в 1925 — Ильин, Ландышев, Трубин.