Одигитриевский женский монастырь


Одигитриевский женский монастырь, религ. община монахинь. Идею создания в Чел. жен. монастыря высказала в 1848 А. М. Полежаева (см. Агния). Ее поддержали Оренбургская духовная консистория и Чел. гор. дума (см. Городские думы), к-рая 13 дек. 1849 приняла решение об отводе под будущий монастырь 5 дес земли на правом берегу р. Миасс, с вост. стороны ограды загородной кладбищенской церкви. Весной 1851 Оренб. губерн. правление выделило 50 дес каз. земель из расчета 3 коп. серебром за квадратную сажень. Первонач. сестры поселились в купл. за 143 руб. серебром доме из 4 комнат в центре города. Содержали себя самостоятельно: ткали, вышивали шелком, оправляли иконы фольгой, вырезали бум. цветы. Значит. помощь в период становления общины оказали елабужские купцы бр. Стахеевы, пожертвовавшие общине 2800 руб. 23 февр. 1854 имп. Николай I по докладу Святейшего Синода утвердил в Чел. жен. общину под назв. «Одигитриевская (Богородичная)», в февр. 1861 (по др. данным, в 1862) община преобразована в монастырь. Одной из первых в монахини была пострижена настоятельница общины Полежаева, ставшая первой игуменьей О. ж. м. Поначалу сестры за неимением собств. общинной церкви посещали богослужения в соборе в честь Рождества Христова, позднее служба для них отправлялась в загородной кладбищенской церкви. В 1859 началось стр-во церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитриевская». 1 нояб. 1860 над храмом поднялись кресты и колокола, но освящен он был только в 1863. В 1861 чел. мещанин П. Ильиных предложил сестрам возвести часовню. Ее стр-во (поскольку на территории общины уже стояла небольшая часовня) решено было начать на общинном хуторе. Челябинцы приняли активное участие в стр-ве. Вместо предполагаемой часовни на монастырском хуторе был возведен храм во имя Свт. Николая Чудотворца (освящен в мае 1864). Позже возвели еще 1 монастырскую церковь — в честь Вознесения Господня (освящена в 1890). Перед рев-цией в О. ж. м. жили 355 монахинь; монастырь имел крупное х-во: 910 дес пахотной земли, 44 — луговой, 317 — лесных угодий; работало неск. мастерских. Принадлежавшая монастырю мясная лавка сдавалась в аренду. Доходы О. ж. м. за 1917 составили 65 617 руб., что позволило содержать монастырский приют для 25 чел. О духовной значимости О. ж. м. говорят след. факты; по ходатайству игум. Рафаилы (К. Я. Бабушкиной) в 1881 с Афона в монастырь была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Иверская». В 1902 митрополит Киевский и Печерский преподнес в дар обители св. мощи Свт. Симеона и мученика Кукши. Однако всего через месяц после восстановления Советской власти в Чел. на заседании губревкома был поднят вопрос о закрытии монастыря. Пытаясь спасти его от ликвидации, монахини объявили О. ж. м. труд. демократич. артелью. В отдел юстиции было направлено прошение о регистрации. Предлож. компромисс новую власть не устроил. Монахини и «ряд местного контрреволюционного элемента» были обвинены в контррев. заговоре, и в ночь на 23 марта часть из них вместе с игум. Анастасией (А. Г. Щаповой) подверглась аресту. Остальные, за исключением престарелых, были направлены в концентрационный лагерь. Чел. О. ж. м. по пост. Президиума Чел. губисполкома был закрыт 23 марта 1921. Снесен в кон. 1920-х гг. В 1904 в типографии И. Ефимова (Москва) вышла кн. «Челябинский женский Одигитриевский монастырь», написанная послушницей, зав. делопроизводством монастыря Р. Будриной. Содержала сведения об осн. вехах истории монастыря, рассказывала об игуменьях: Агнии, Лидии (Л. С. Палатинской), Рафаиле. Оригинал изд. имеется в библиотеке ЧОКМ. В полн. объеме переиздана в составе сб. «Дореволюционный Челябинск в слове современников» (Челябинск, 1997). Отсутствие фонда Одигитриевского монастыря в архивных хранилищах страны делает книгу Будриной ценной для местного краеведения.