Пенсионная система


Пенсионная система, совокупность правовых, экон. и социальных норм и ин-тов, занимающихся материальным обеспечением нетрудоспособных граждан (по старости, инвалидности, утрате кормильца, установл. выслуге лет). В России материальное обеспечение гос. служащих, «служивших ей (России.— Авт.) беспорочно и оставивших службу по преклонным летам, болезням или увечьям», осуществлялось уже в нач. 19 в. Еще раньше, во время царствования имп. Петра I, в Мор. устав 1720 были включены законоположения для подобного обеспечения кадров Морфлота, к-рые впоследствии были распространены на прочие отрасли гос. службы и с незначит. изменениями просуществовали до 1827. Финансирование расходов на выплаты отслужившим лицам производилось из тех же источников, что и выплата жалованья. Обеспечение в старости и по болезни всех прочих граждан решалось «без участия государственной казны», в рамках благотворительности и призрения бедных. В 1828 вступил в силу утвержд. законодательно Пенсионный устав, к-рый предусматривал пенсионное обеспечение не только чиновников, но и их семей. Назначение пенсий производилось начальством служившего, к-рое через Кабинет министров выносило предложение на высочайшее утверждение. Пенсионное делопроизводство сосредоточивалось в Гл. гос. казначействе и подведомств. ему учреждениях на местах. Неуклонное увеличение пенсионных расходов (в 1843 — ок. 6,6 млн руб.) повлекло изменения в Пенсионном уставе и проведение очередной реформы (1853). Последняя носила достаточно мягкий характер и не затрагивала основ существовавшего пенсионного законодательства. В 1888 по инициативе частных железных дорог появились первые пенсионные кассы страхового типа. МПС активно поддержало это новшество и предложило организовать такие кассы для служащих казенных дорог. Через 2 года — в 1890 — прав-во утвердило Положение о пенсионной кассе для служащих земских учреждений и нар. учителей. Кассы появились во всех 34 губерниях, в т. ч. и на Урале. К 1912 назрел вопрос об объединении касс различных ведомств в единую орг-цию, что логичным образом завершило бы построение в России П. с. Первая мир. война и Окт. рев-ция остановили этот процесс. После 1917 в стране появилась программа гос. социального страхования, в т. ч. и рабочих. Предусматривалось их материальное обеспечение во всех случаях утраты трудоспособности: увечье, болезнь, старость, инвалидность, беременность и роды. Особо оговаривалась финанс. поддержка вдов и сирот после смерти «добытчика» или в случае потери заработка при безработице. Для наемных работников и их семей предусматривалось обеспечение по принципу возмещения полн. заработка. Расходы по страхованию несли предпр. и гос-во, а обеспечивали его страховые компании, орг. по территориальному признаку. В 1918 создан Нар. комиссариат гос. призрения (НКГП), в сферу деят-сти к-рого входили попечение об инвалидах войны, чл. их семей, стариках, несовершеннолетних, охрана материнства и младенчества. Упразднялись благотворит. учреждения и об-ва помощи инвалидам. В результате провед. в 1920-х гг. дискуссии было принято решение рассматривать «старость как отдельный вид нетрудоспособности, нуждающийся в пенсионном обеспечении». До этого социальное обеспечение престарелых строилось на основе утраты ими трудоспособности и наступления инвалидности без учета возраста. Уже к 1924 пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет, в 1928 — рабочие текстильной пром-сти, в 1929 — рабочие ведущих отраслей пром-сти и транспорта. В Челябинской обл. первыми пенсии стали получать занятые в добывающих отраслях, на обработке металлов, дерева, волокнистых веществ, в швейном и бумагоделат. пр-ве, на стр-ве и ж.-д. транспорте. В 1932 пенсии назначили рабочим всех отраслей нар. х-ва. Был законодательно введен пенсионный возраст: 60 лет для мужчин и 55 — для женщин. Но только после принятия Конституции 1936 (ст. 120) было закреплено право всех граждан СССР на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. В 1937 назначение и выплата пенсий (за счет средств социального страхования) переданы гос. органам социального страхования. След. нововведения в П. с. появились только 20 лет спустя. По закону «О государственных пенсиях» (1956) размер пенсии по старости увеличивался в 1957 по сравнению с 1955 почти в 2 раза, по инвалидности — в 1,5. Право на пенсию приобрели не работавшие прежде граждане, впервые предусматривались пенсионные выплаты при неполн. труд. стаже. Вместе с тем была отменена выплата пенсий работающим пенсионерам. Это сразу отразилось на возрастном составе труд. коллективов предпр. Чел. обл.: доля работающих пенсионеров снизилась с 30% в 1956 до 9% в 1962. В середине 1960-х гг., по мере сокращения прироста числ. населения трудоспособного возраста, стала очевидной необходимость очередного изменения пенсионного законодательства. Начали вводиться материальные стимулы для привлечения пенсионеров к труду. В результате 150—180 тыс. пенсионеров области (16—18% их общего кол-ва) продолжили труд. деят-сть. В регионах за реализацию и обосн. применение законодат. норм отвечали местные органы — собесы, управления пенсионного обеспечения и соцзащиты, в нач. 21 в.— управления Пенсионного фонда (ПФ) РСФСР, а с 1992 — России (ПФР). К нач. 1990-х гг. было уже очевидно, что действующая П. с. не в состоянии решить осн. вопрос — стабилизировать, а затем обеспечить подъем материального уровня пенсионеров. Полит. и экон. изменения в стране повлекли за собой принятие нового рос. закона «О государственных пенсиях в РСФСР» (1991). Он заложил правовую основу гос. П. с. РФ; разграничил пенсию на страховую (финанс. базой к-рой являются страховые взносы) и нестраховую (бюджетную); ликвидировал персон. пенсии и неравенство в пенсионном обеспечении колхозников; закрепил механизм сохранения реальной стоимости пенсии; утвердил систему исчисления социальных пенсий для граждан, не имеющих труд. стажа. В результате к 2002 по сравнению с 1992 только в Челябинской обл. увеличилось кол-во получателей социальных пенсий (с 27 тыс. до 31,6 тыс. чел.), к-рые по к.-л. причинам не имели страхового стажа, а следовательно, и права на труд. пенсию. В эту категорию вошли: инвалиды, имеющие ограничение способности к труд. деят-сти, в т. ч. инвалиды детства, дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие 1 или обоих родителей; граждане из состава малочисл. народов Севера, достигшие возраста 55 (мужчины) и 50 (женщины) лет; граждане, достигшие возраста 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имевшие права на труд. пенсию. В числе получателей гос. пенсий в Челябинской обл. в нач. 21 в. было 6906 инвалидов и 12787 участников Великой Отечественной войны. Действующим пенсионным законодательством РФ в качестве получателей гос. пенсий были определены также граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособные чл. их семей [дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет (учащиеся — до окончания учебы, но не старше 23 лет)], отец, мать, супруг(а), дедушка, бабушка (с учетом определ. условий). Эго законоположение имело большое значение для Чел. обл., на территории к-рой расположены важные объекты атомной энергетики и пром-сти: более 9 тыс. чел., пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций на этих предпр., были обеспечены гос. пенсиями. В соответствии с законодательством РФ выполнение всех операций по назначению и выплате пенсий указ. категориям пенсионеров (за исключением федеральных гос. служащих, пенсию к-рым назначает Мин-во труда и социального развития РФ) возложены на отделение ПФР по Челябинской обл. Но П. с. оказалась не адаптир. к рыночным условиям. Из-за либерализации цен в 1992 реальное содержание пенсий уменьшилось в 2 раза. В последующие годы, несмотря на все принимаемые отделением ПФР по Челябинской обл. меры, произошло значит. снижение пенсионных доходов. На это повлияли и массовые задержки внесения страхователями страховых взносов, за счет к-рых осуществлялось финансирование выплат. Задолженность предпр. и орг-ций, частных предпринимателей в ПФР по Челябинской обл. достигала неск. миллиардов рублей, что приводило к 2—3-лес отсрочкам выплаты пенсий. Чел. отделение ПФР для погашения недоимок стало использовать порядок исчисления пенсии с учетом индивид. коэффициента (в Чел. обл. были пересчитаны пенсии 326 тыс. чел.). Только в 1999 было ликвидировано отставание в выплате пенсий. Последующее оживление экономики неск. стабилизировало обстановку, но не открыло необходимых перспектив для улучшения пенсионного обеспечения. Требовалась новая реформа системы, к-рая позволила бы сломать распределит. метод, осн. на финансировании пенсий за счет текущих поступлений, и учитывать прежде всего реальный труд. вклад самого пенсионера. В основу очередной реформы П. с. был положен накопит. метод, предполагающий выплату пенсий из средств, накопл. самим пенсионером за время труд. деят-сти. В 1997 впервые в системе гос. пенсионного страхования был введен персонифицир. учет. С этого момента на спец. лицевых счетах граждан ежегодно отражаются начисл. по месту работы и перечисл. работодателями в ПФР средства для страховой и накопит. частей пенсий, к-рые в будущем и определят их размер. В Челябинской обл. обязат. пенсионным страхованием к этому времени было охвачено 2,7 млн граждан. Реализация программы реформирования П. с. предусматривала также принятие ряда законов, что и было сделано в дек. 2001. Челябинцы приняли активное участие в их обсуждении. Учитывая пожелания южноуральцев, администрация Чел. обл. внесла в Гос. думу РФ ряд важных предложений, в т. ч. о применении индивид. коэффициента при расчете пенсий работающим пенсионерам. В результате 338 тыс. челябинцев получили добавку к пенсии (макс. ок. 40%). Деп. Гос. думы от Чел. обл. добивались также принятия дополнит. закона о включении в труд. стаж периодов службы в армии и ухода за маленькими детьми. С 2002 эти законодат. положения вступили в силу. Работниками Челябинские отделения ПФР пересчитано 933388 пенсий (ок. 1/з пенсий увеличилось на 10—40%).

Пенсионный фонд РФ, Отделение Пенсионного фонда РФ по Челябинской области (ОПФР), гос. финанс.-кредитное учреждение, осуществляющее пенсионное обеспечение населения. Управляет на территории Челябинской обл. средствами, предназнач. для выплаты пенсий, обеспечивая их аккумулирование и расходование; осуществляет назначение пенсий. ПФР создан в соответствии с пост. Верх. Совета РСФСР в дек. 1990. Ведет сбор страховых взносов, работу по назначению и выплате гос. пенсий, учет плательщиков (физ. и юрид. лиц). ОПФР организовано в февр. 1991 (рук. Н. А. Чигинцев). Первонач. работники отделения занимались учетом плательщиков взносов (к 2000 было зарегистрировано 220,1 тыс. чел.) и застрахов. граждан, сбором средств, предназнач. для выплаты органами социальной защиты пенсий и пособий. В 2001 в соответствии с указом Президента РФ и соглашением между ПФР и Прав-вом Чел. обл. ОПФР переданы полномочия подразделений Главного управления социальной защиты и пенсионного обеспечения населения Челябинской обл. (ныне Министерство социальных отношений) по назначению и выплате пенсий и социальных пособий. В том же году созданы управления ПФР в городах, сел. и гор. районах области. ОПФР принимает участие в финансировании социальных программ (в 2000—04 выделено 230,6 млн руб. для обеспечения престарелых и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания). За успешную организацию пенсионного обеспечения мн. работники отделения и управлений ПФР отмечены гос. наградами, среди них: управляющий ОПФР (с 1997 по 2005) Н. В. Трошкина; зам. управляющего, заслуженный работники социальной защиты (обеспечения) РФ С. В. Лыков, Л. С. Устелемов; зам. управляющего Н. Ф. Сигидова; нач. отдела казначейства Г. З. Мулюкова; нач. отдела по работе с обращениями граждан, застрахов. лиц, орг-ций и страхователей Н. А. Чиндяева; уполномоченные по районам и городам: Е. Г. Воложенина (Миасс), Л. Г. Вялов (Ленинский р-н Чел.), В. Н. Дерина (Металлург. р-н Чел.), Т. А. Каптилкина (Карталинский район), З. А. Карабатова (Златоуст), Е. М. Лихачева (Агаповский район), И. И. Маслихов (Варненский район), Н. Н. Позднякова, В. Д. Тищенко (Миасс). С 2005 управляющий ОПФР по Челябинской обл. В. П. Чернобровин.

Пенсионное страхование (Пообязательнее, комплекс мер по гарантир. обеспечению граждан пенсиями. Определяется пенсионным законодательством РФ. ПС распространяется на застрахов. в Чел. ОПФР лиц, работающих по труд. договору или самостоятельно обеспечивающих себя работой (предприниматели), а также на нек-рые др. категории граждан, указ. в законах РФ. В обязат. ПС участвуют страховщик, страхователи и застрахов. лица. Страховщиком — исполнителем работ по ПС — является ПФР. Страхователи — это работодатели (предпр., организации и предприниматели), зарегистрир. в районных (гор.) управлениях ПФР, производящие начисления на заработную плату наемных работников в виде страховых взносов и передающие их в ПФР. Страховые взносы направляются на финансирование пенсионных выплат. В 1990-е гг., в связи с созданием частных предпр., кол-во страхователей значит. увеличилось. В середине 2005 на учете в обл. ОПФР состояло 238,9 тыс. страхователей, в т. ч. 101,8 тыс. (юрид. лица, обособл. подразделения и физ. лица, использующие труд наемных работников), производящих выплаты в пользу физ. лиц, и 137,1 тыс. страхователей, уплачивающих взносы в ПФР в виде фиксир. платежа. С 2002 законодат. акты РФ, касающиеся социального обеспечения, реализуются с применением новых норм, а пенсия состоит из 3 частей: базовой (устанавливается в твердой сумме и является гос. гарантией миним. пенсионного обеспечения всех граждан, имеющих право на труд. пенсию), страховой (зависит от суммы страховых взносов, поступивших на лицевые счета граждан за годы труд. деят-сти; к 2007 в области открыто ок. 3,1 млн лицевых счетов) и накопит. [зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (будет выплачиваться тем, кому пенсию назначат после 2012)]. Сумма заработка и страховых перечислений определяет размер будущей пенсионной выплаты. Право на труд. пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. За выполнение работ во вредных и тяжелых условиях, на подземных участках, в горячих цехах, на транспорте, в нек-рых др. отраслях (медицина, образование) труд. пенсия при определ. стаже и соблюдении нек-рых оговор. законодательством условий назначается ранее указ. возраста (в Чел. обл. таких пенсионеров ок. 29%, что объясняется наличием в регионе большого кол-ва предпр. металлург., горной, трансп. отраслей и учреждений здравоохранения и образования). Пенсионным законодательством РФ предусмотрено также назначение пенсий: по инвалидности (в области таких пенсионеров 6—7%), нетрудоспособным чл. семьи, потерявшей кормильца (4—5%). В последней категории дети до 18 лет составляют ок. 41,8%, учащиеся 18—23 лет — ок. 24,3%, сироты — ок. 2%. Все пенсии независимо от их вида назначаются со дня обращения (за исключением нек-рых случаев — со дня признания инвалидом, смерти кормильца и т. п.), но не раньше дня возникновения права на пенсию. Застрахов. лица несут ответственность за достоверность предоставляемых в ОПФР сведений, являющихся основанием для обязат. страхового обеспечения.

Пенсионное обеспечение в РФ, ден. содержание граждан при достижении ими установл. законом пенсионного возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца. В соответствии с законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (1991) ср. размер назнач. месячной пенсии в РСФСР (позже в РФ) определялся делением общей суммы назнач. месячных пенсий на соответствующую числ. пенсионеров (см. табл. 1). О минимальных размерах пенсий, установл. гос-вом, в период 1992—2002 дает представление табл. 2. Несмотря на обязат. индексацию, обеспечивающую рост среднемесячного размера пенсий, доходы семей пенсионеров, как показывает обследование домашних хозяйств, существенно ниже среднедушевых доходов населения, имеющего к.-л. источники дохода (см. табл. 3). Привед. статистич. данные свидетельствуют о том, что в нач. 21 в. в области почти 30% пенсионеров имели доходы ниже ср. размера пенсии (с учетом компенсации), 14% — на уровне, доход ок. 56% пенсионеров превышал размер ср. пенсии. В Челябинской обл. макс. размер пенсии по старости в 2001 по сравнению с 2000 вырос на 39,9% и равнялся 1231 руб. (макс. пенсию получали 672,1 тыс. чел., или 70,1% общего числа пенсионеров); миним. увеличился на 20,94% и составлял 224,16 руб. Такую пенсию получали 15,5 тыс. чел., или 1,6%. Даже в условиях небольшой инфляции уровень жизни пенсионеров неизменно остается низким: к примеру, на 31 дек. 2001 среднемесячная назнач. пенсия составляла 1050,8 руб. (по сравнению с соответствующим периодом 2000 увеличилась на 40,4%), что равнялось только 35,0% ср. уровня заработной платы. С учетом компенсационных выплат среднемесячная назнач. пенсия на 31 дек. 2001 была 1145,2 руб. Представление о ср. размере назнач. месячных пенсий (с учетом компенсационных выплат), а также соотношении его со ср. заработной платой дает табл. 4. Числ. пенсионеров Чел. обл. и их пенсионное обеспечение, по данным ОПФР по Челябинской обл., отражены в табл. 5, 6. Из общего кол-ва пенсионеров получатели всех видов гос. пенсий составляют 6—7%, в т. ч. социальных — 5—6%, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, являющиеся получателями 2 пенсий,— чуть больше 0,7%, пострадавшие в аварии на Чернобыльской АЭС — 1,2%; все остальные — менее 1% по каждой категории. Финансирование указ. пенсий производится за счет федерального бюджета. Граждане области, имеющие право на различные пенсии, могут получать только одну из них по выбору, за исключением: инвалидов вследствие воен. травмы; участников Великой Отечественной войны — инвалидов; родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву; не вступивших в новый брак вдов военнослужащих, погибших вследствие воен. травмы в период прохождения воен. службы но призыву; нетрудоспособных чл. семей граждан, пострадавших в результате радиационных катастроф (подпункты 1,2,3 пункта 1 ст. 10 закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»); инвалидов, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Этим категориям граждан предусматривается выплата одноврем. 2 пенсий.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является добровольным, дополнит., независимым от гос-ва. Осуществляется за счет средств как работодателей, так и самих работников. С учетом старения населения даже при самых благоприятных условиях развития системы гос. пенсионного обеспечения в обозримом будущем не удастся гарантировать пенсию в размере выше 20—30% величины последнего заработка. Именно поэтому признано необходимым развивать НПО как механизм привлечения средств работодателей и работников для создания достойных условий жизни после выхода на пенсию. Система негос. пенсионных фондов (НПФ), действовавших в РФ к 2005, представлена 286 орг-циями, имевшими лицензию Инспекции НПФ при Мин-ве труда России. НПФ расположены в 51 субъекте РФ; в Челябинской обл. представлено 10 НПФ (в Чел.— 6, в Магнитогорске — 2, в Аше и Златоусте имеются представительства). Наиб. эффективную политику привлечения средств граждан и инвестирования их в экономику осуществляют НПФ «Гефест», «Национальный негосударственный фонд пенсионного и социального обеспечения металлургов» (Ашинское представительство), «Пенсион-Инвест», «Связист», «Социальная защита старости», «Уральский региональный НПФ электроэнергетики». Наибольшую активность проявляют корпоративные НПФ, учрежд. пром. предпр. и банками. К примеру, учредителями НПФ «Пенсион-Инвест» (входит в число 100 крупнейших рос. НПФ) являются Челябинвестбанк, администрация Чел. и страховая компания «ТРАСТ». Совокупный вклад учредителей этого НПФ на 1 янв. 2005 составил 30 млн руб. (увеличился за год на 50%), пенсионные резервы — 65 млн руб.; на 1 окт. 2007 — 112 млн руб. Фонд может работать как в системе НПО, так и в гос. пенсионном страховании. Его филиалы открыты в В. Уфалее, Миассе, Озерске, Южноуральске и др. городах. Одним из крупнейших НПФ является «Гефест», получивший лицензию на деят-сть в 1993. Его филиалы расположены в 7 регионах страны; фонд обслуживает 14,5 тыс. чел. Дополнит. пенсиями, размер к-рых зависит от суммы средств на именном пенсионном счете и продолжительности срока выплат, за 12 лет деят-сти обеспечено более 5 тыс. чел. Участники НПФ «Гефест» ежемесячно получают пенсии в размере от 100 руб. до 9 тыс. руб. Согласно федеральному закону от 15 дек. 2001 граждане имеют право по своему выбору переводить средства накопит. части гос. труд. пенсии в НПФ. Средства на именном пенсионном счете прирастают не только за счет внес. взносов, но и за счет дохода, получаемого фондом от их инвестирования (в осн. это операции с ценными бумагами, банковскими депозитами). Процент инвестиционного дохода определяется по итогам финанс. года, затем эти средства зачисляются на именной счет. Клиентами НПФ в Челябинской обл. являются ММК, магнитогорские калибровочный и метизно-металлург. заводы, саткинский завод «Магнезит», ЗАО «Огнеупор», ОАО «КредитУралБанк» и др. организации. Однако, по оценкам экспертов, в Челябинской обл. НПО охвачено пока лишь 8% работающего населения. Деят-сть НПФ на территории Челябинской обл. регулируют федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (1998), а также пост. Прав-ва области «О развитии негосударственного пенсионного обеспечения населения Челябинской области». Контроль за их работой осуществляет Инспекция НПФ при Мин-ве здравоохранения РФ.

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах (ПУ), одно из осн. направлений в работе Пенсионного фонда РФ (России; ПФР). ПУ введен на всей терр. РФ в соответствии с законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (1996). При данном виде учета для гражданина открывается индивид. лицевой счет, в к-рый включаются сведения о стаже и заработке, соответствующие страховым взносам, уплач. в ПФР. С целью осуществления ПУ на территории области Чел. отделение ПФР к 2008 внесло в реестр застрахованных более 3 млн граждан, проживающих в Челябинской обл., обеспечило сбор индивид. сведений о зарплате и страховом стаже, о начисленных и уплаченных страховых взносах (с 2002), их учет на персон. счетах. С 1997 отделение выполняет все функции, определ. законодательством: регистрацию граждан, сбор, контроль достоверности информ. о пенсионных правах граждан, их хранение и защиту от несанкционир. доступа. Введение ПУ при расчетах пенсий позволило отменить представление справок о зарплате и стаже, ввести учет страхового стажа, начисл. и уплач. страховых взносов за весь период труд. деят-сти гражданина, т. е. наиб. полно увязать размер пенсии с величиной труд. вклада и определить уровень пенсионных прав застрахов. лица. С 2002 в области практикуется систематич. рассылка застрахов. лицам извещений о состоянии их лицевых счетов (ок. 2 млн), что позволяет предварительно, до момента наступления пенсионного права, снять все вопросы, связ. с назначением пенсий. Созданная база данных используется для прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифов страховых взносов в ПФР, расчета макроэкон. показателей, касающихся гос. пенсионного страхования. Реестр застрахов. лиц дает возможность учесть распределение занятого населения по возрастам, числ. граждан, выходящих на пенсию, влияние демографич. факторов. Эти показатели используются для определения и реализации гос. политики в сфере оплаты труда, социальной защиты, правоведения, экон. развития. Наибольший вклад в организацию ПУ на территории Челябинской обл. внесли Е. А. Губина, С. Ю. Исакова, Лыков, Т. Д. Москалева, О. Н. Рогова, Сигидова, Трошкина и др.