Писаницы


Писаницы, наскальные изображения, памятники изобразит. иск-ва древних народов Урала, связ. с художеств. традицией нанесения рис. на поверхность скал под открытым небом. Расположены на зап. и вост. склонах Урал. гор, преим. на Ср. и Юж. Урале (в отдельных случаях на Сев. Урале). К настоящему времени открыто св. 70 П. по берегам рр. Ай, Белая, Вишера, Зилим, Ирбит, Исеть, Колва, Нейва, Прокопьевская Салда, Реж, Серга, Тагил, Тура, Уфа, Юрюзань, а также на оз. Аракуль, Аргази и Б. Аллаки. Изображения обычно расположены группами по 2—3 и более фигур; на отд. скалах нанесено по неск. десятков изображений на участке дл. св. 100 м; известны одиночные наскальные фигуры. Рис. наносились преим. на части скал, обращ. к воде и на Ю. (иногда с отклонением к востоку или западу); на участки скал, покрытые светлым натеком; на плоскости с отрицат. уклоном или под навесами, что связано со стремлением создателей сохранить росписи от разрушит. влаги. П. под открытым небом выполнены кр. краской. Ее основу составляют минеральные красящие пигменты — оксиды железа (кусочки их иногда находят при раскопках у оснований скал, ниже рис.). Почти все рис. выполнены линиями шир. 1—2 см (в отдельных случаях 4—5 см). Изображения наносились пальцем, изредка использовался инструмент наподобие кисти. Все П. исполнены в контурном, силуэтном и линейном стилях (или в их комбинации). Распространены рис. в т. н. «скелетном», или «рентгеновском», стиле, подразумевавшем показ ребер и внутр. органов существ. Несмотря на нек-рые различия, все П. достаточно однородны с точки зрения топографии, техники воплощения изобразит. замысла, набора знаков и образов. содержания композиций. Выделены 4 группы изобразит. мотивов: 1) геометрич. формы (знаки, нефигуративные мотивы, в т. ч. зигзаги и волны, пятна и отрезки, окружности, сетки и решетки, 4-угольники, многоугольники, меандры и др.); 2) звери (копытные — лоси, олени, косули; немногочисл. рис. медведей и обобщ. фигуры неопредел. мелких зверей); 3) птицы (преим. утки, реже гуси и лебеди); 4) человекообразные существа. Соотношение изображений в группах определено как 57%, 16%, 10% и 17% соответственно. Существует также большая группа неопредел. (гл. обр. из-за неполн. сохранности изображений) изобразит. мотивов. Тематически наскальные изображения Урала входят в обширную гиперзону т. н. охотничьего искусства С. Евразии. Фигуры птиц и ж-ных показаны чаще в профиль, реже в виде «распластанных» изображений, передающих вид сверху; антропоморфные существа — фронтально; известны рис. в трехчетвертном развороте. Среди геометрич. фигур — солярные и небесные символы, орнаментализир. воспроизведения табуир. ж-ных, многочисл. изображения разнообразных ловушек и ловчих снастей (засек, ловчих ям, сетей, вершей и др.). Наибольший вклад в изучение П. Урала внес В. Н. Чернецов, выделивший след. особенности наскальных изображений: промысловая направленность древних рис., воспроизводивших зверей и птиц с ловчими сооружениями; календарность связ. с ними обрядов. Об этом свидетельствуют определ. ориентировка скал, солярные и небесные символы в композициях, топограф. особенности нек-рых групп изображений, определ. параллели в сезонных обрядах манси — коренного урал. населения. Обряды и рис. были связаны с представлениями о привлечении добычи в ловушки и удержании ее в них, о весеннем оживании природы и размножении зверей, птиц и рыб. В то же время нек-рые рис. отражают мифологич. представления их создателей; открыты П. мемориального характера. Большая часть П. создана в энеолите (позднем неолите и бронз. веке); обнаружены также рис. эпохи железа. В письм. источниках содержатся сведения о почитании манси декорир. скал в 7—9 вв. Анализ археол., изобразит. и этногр. источников позволяет говорить о творчестве предков совр. обских угров, гл. обр. манси, к-рые использовали скалы в долинах рек горно-лесной части Урала как основу для воплощения изобразит. замыслов. (См: Айская группа; Араслановская писаница; Большеаллакский археологический комплекс; Бурановские писаницы; Ваняшкинские писаницы; Верхнелукская писаница; Идрисовская 3; Кульметовская писаница; Усть-Катавская писаница.)