Приватизация в Челябинской области


Приватизация (от латинского privatus — частный), процесс передачи или продажа на различных условиях гос. или муниципального имущества частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Декларируемые цели П.: повышение эффективности пр-ва и управления приватизируемыми предпр.; пополнение доходной части гос. бюджета; привлечение в реальный сектор экономики инвестиций, в т. ч. иностр.; формирование рыночных, конкурентных условий развития экономики и создание нового социального слоя — частных собственников. В 1995—96 проводились залоговые аукционы, в результате к-рых гос. пакеты акций отд. предпр. передавались в доверит. управление на определ. период банкам, предложившим наиб. крупные кредиты с целью финансирования гос. бюджета. В новейшей истории России выделяют 3 этапа П.: доваучерный (1989—91), ваучерный (1992 — 30 июня 1994) и ден. (с 1 июля 1994). В Челябинской обл. к П. приступили в нач. 1990-х гг., когда она была объявлена в качестве одного из осн. направлений рыночных преобразований. Предусматривались след. способы П.: продажа акций АООТ, созданных в процессе П. (427 об-в); продажа предпр., не являющихся АО, на аукционах или по коммерч. конкурсу (45 предпр.); выкуп аренд. имущества (191 предпр.). В каждом конкретном случае способ П. определялся спец. рабочей комиссией. При преобразовании гос. предпр. в АООТ предусматривалось 3 варианта льгот чл. труд. коллективов приватизируемых предпр. Согласно 1-му варианту (выбран работниками 96 предпр. Чел. обл.) труд. коллективу и приравн. к ним лицам безвозмездно передавались именные привилегир. (без права голосования) акции, составляющие 25% уставного капитала, и обыкнов. (с правом голосования), составляющие 10% уставного капитала, по льготной цене; согласно 2-му (выбран труд. коллективами 330 предпр.) работникам предоставлялось право на приобретение 51% обыкнов. акций с коэффи центом 1,7 к их номинальной стоимости; по 3-му (выбран лишь на 1 предпр.) работникам были проданы обыкнов. акции по льготной цене на сумму, составляющую 20% уставного капитала. Т. о., св. 75% предпр. Чел. обл. выбрали 2-й вариант льгот, при к-ром контрольный пакет акций оставался в труд. коллективе. С целью привлечения к процессу П. широких слоев населения Указом Президента РФ от 14 авг. 1992 в стране были введены в действие приватизационные чеки (ваучеры), выдача к-рых всем жит., независимо от возраста, сопровождалась рекламно-пропагандистской кампанией. В отделениях Сберегат. банка населению Чел. обл. было выдано 3656,5 тыс. приватизационных чеков, 2514,9 тыс. из них были затем собраны в качестве средств платежа при выкупе приватизир. имущества и акций АО труд. коллективами приватизир. предпр. и населением области, принявшим участие в чековых аукционах, а также юрид. лицами. Организаторы П. утверждали, что каждый гражданин уже является потенциальным собственником. На практике большинство получателей ваучеров вынуждено было сдать их в т. н. ЧИФы (чековые инвестиционные фонды), к-рые, собрав миллионы ваучеров (в целом по РФ св. 60 млн), прекратили свою деят-сть. В силу того что П. проводилась форсир. темпами, механизмы ее осуществления во мн. случаях не были подкреплены необходимыми правовыми актами. В результате обвальной П. была ликвидирована абс. монополия гос. типа собственности (см. Государственная собственность), возникло многообразие ее форм, начал складываться рос. фондовый рынок. По 27 предпр., в отношении к-рых действовало ограничение срока П., Прав-вом РФ было принято решение о закреплении пакетов обыкнов. акций (51% и 25,5%) в федеральной собственности. Двадцать предпр. топливно-энергетич. комплекса было преобразовано в АООТ (1992—98), 15% уставного капитала АО «Челябинскуголь» закреплено в обл. собственности. Пост. Прав-ва РФ определены порядок и условия проведения среди с.-х. производителей закрытой подписки на акции предпр. АПК по квотам, определяемым в соответствии с поставками сырья и оказанием услуг приватизир. предпр. В 49 приватизир. предпр. 49—51% акций, в зависимости от выбранного варианта льгот, распределены между с.-х. производителями по квотам. В Челябинской обл. в 1993 было приватизировано 1023 предпр., в 1994 — 549, в 1995 — 264, в 1996 — 247, в 1997 — 219, в 1998 — 155, в 1999 — 146, в 2000 — 131, в 2001 — 125, в 2002 — 109. Структура приватизир. предпр. по способам П. отражена в табл. 1. К нач. 21 в. в частную собственность перешло св. 95% всех объектов, подлежащих П., списочная числ. их работников составила ок. 800 тыс. чел.; в целом П. гос. имущества, располож. на территории области, завершена. Возможности ее дальнейшего хода ограничены наличием неск. предпр. ВПК, ряда объектов незаверш. стр-ва и пакетов акций, находящихся в гос. собственности (федеральной и обл.). Объем средств, получ. от П. гос. и муниципального имущества, представлен в табл. 2, кол-во хозяйствующих субъектов различных форм собственности — в табл. З. Смена собственника решила далеко не все обознач. в программе П. задачи. Одним из отрицат. моментов проведения ускор. П. являлось ненадлежащее оформление прав собственности на имущество, вошедшее в уставный капитал АО. Прежняя законодат. база не требовала пообъектной расшифровки имущества, находящегося на балансе предпр. и вошедшего в уставный капитал АО, что породило проблемы в процессе регистрации прав на недвижимость и сделок с ним. Имели место факты занижения величины уставного капитала АО и др. Среди орг-ций частной формы собственности 79,6% учреждены отд. гражданами РФ, 20,4% — юрид. лицами.