Пролеткульт


Пролеткульт (сокр. от «пролетарская культура»), лит.-художеств. и культ.-просвет. организация, действовавшая в России в 1917—32. Провозглашала задачу формирования пролет. культуры за счет развития творч. самодеятельности рабочего класса. Лит. организации на Урале возникли значит. позже, чем в центр. регионах страны, что было связано с Гражд. войной, воен. действиями на Урале. Общественность Чел. была знакома с идеями пролет. культуры по статьям И. Рубановского (псевд. А. Березин), определявшего П. как «классовую культурнотворческую организацию, поставившую целью научную выработку, отыскание и концентрацию элементов строго классовой, пролетарской культуры», опирающуюся на классовый, рев.-творч. элемент — индустр. пролетариат, сконцентрир. на крупных предпр. По мнению Рубановского (ст. «Стройте пролетарское искусство!»), советы профсоюзов должны были установить строгий контроль над всеми «производственными» иск-вами, бурж. специалистов следовало привлекать только в качестве техн. исполнителей и не допускать к решению принципиально важных вопросов. В кон. 1919 на Урал прибыл поэт И. В. Шувалов в качестве представителя Лит. отдела (Лито) Наркомпроса и Бюро по созыву съезда пролет. писателей, уполномоченного по организации лит. отделов на Урале, в Сибири и Туркестане. По его инициативе в Чел. был создан П. на состоявшемся в Рабочем клубе (ул. Исетская, 6) 28 мая 1920 собр. работников культ.-просвет. орг-ций, РКП(б), РКСМ и профсоюзов. Чл. бюро (Белуга, Г. П. Вовсы, Герман, Зубарев, Л. П. Ильинский, Косарев, И. М. Либуркин, Люткевич, Подкорытов, Шувалов) провозгласили осн. задачей создание в Чел. П. в кратчайший срок. Была образована сеть студий, клубов, лабораторий: на заводе «Столль В. Г. и К°», в ж.-д. мастерских, в клубе им. В. И. Ленина. В Чел. действовали студии: 4 драм., 6 муз., 9 изобразит. иск-ва, неск. лит. Чл. ассоциации писателей организовали рабочую драм., затем художеств. студии с участием А. И. Завалишина, Г. К. Никифорова, В. П. Правдухина, Л. Н. Сейфуллиной и др. Если рук. центр. П. в период Гражданской войны стояли на нигилистич. позициях в отношении культ. наследия, то чл. большинства регион.орг-ций П. были убеждены в необходимости ознакомления рабочих с наиб. «подходящими», с их точки зрения, классич. произв. Работа лит. студий была организована след. образом: 1-я ступень — общеобразоват. программа, знакомство с культурой прошлого; 2-я — специализир. обучение приемам лит. творчества. Студийцы публиковали произв. в местных изд., в центр. сборниках, выпускали газеты и журналы (в т. ч. устные и стенные), сотрудничали с театр. и муз. студиями П. Большое значение в создании сети ячеек П. имела Чел. губерн. конф. (съезд) культ.-просвет. орг-ций, открывшаяся 7 сент. 1920 в Рабоче-крестьянском клубе. В ней приняли участие ок. 60 делегатов из Екатеринбурга, Златоуста, Кустаная, Троицка, Чел. Нек-рые исслед. (напр., В. П. Бирюков) называли конф. 1-м Урал. съездом писателей. По мнению Рубановского, П. не подготовился к ее проведению (отсутствовала полемика в печати, мн. организации не приняли в конф. активного участия). По др. оценкам, пролеткультовцы не имели собств. программ: тезисы и резолюции, принятые конф. по мн. вопросам (наука и рабочий класс, пролет. клуб и др.), были взяты из протоколов 1-й Моск. общегор. конф. культ.-просвет. учреждений, состоявшейся 23—28 февр. 1920. Рубановский в нач. 1921 писал, что все достижения П.— «наспех устроенные несколько докладов на тему о пролетарской культуре, прочитанные перед случайной публикой» и неск. вечеров пролет. поэзии, где в осн. присутствовала интеллигенция; избр. на конф. совет П. из 9 чел. бездействовал; осн. причины неудач: почва для создания П. была «заведомо неподготовленной», не были определены ведомств. принадлежность П., система общест., парт. и сов. прав и обязанностей, парт. организации не уделяли должного внимания стр-ву пролет. культуры. Несмотря на подтверждение декретом СНК в 1917 автономности П., он вошел в Наркомпрос на положении отдела в дек. 1920, после Всерос. съезда П.; в Чел.— в наробраз в качестве подотдела пролет. культуры. Накануне состоявшегося 15 июля 1921 Первого съезда пролет. писателей провозглашалось наступление на мелкобурж. психологию средствами «здоровой мощи пролетарских песен, пролетарской беллетристики, публицистики и критики». На съезде были подведены итоги работы, положено организационное начало лит. движению. Был избран президиум Чел. ассоциации пролет. писателей (ЧелАПП) в составе предс. Шувалова и чл. президиума Г. Никифорова и Д. Попова. На 1-й Всерос. съезд пролет. писателей в Москве были делегированы Шувалов и Рубановский. ЧелАПП была первой на Урале. В дек. 1921 вышел лит.-художеств. сб. «Огниво» (см. Литературные альманахи и коллективные сборники), к-рый стал творч. отчетом съезду. Деят-сть студий способствовала развитию в городе лит. движения. Предпринимались попытки распространить влияние П. на театр, изобразит. и муз. иск-во, «сделать его отвечающим запросам рабочего класса». В ст. «Первоступень» Попов отмечал, что в целом эту задачу выполнить не удалось, однако было положено начало развитию пролет. творчества «в рабочих массах Челябинска».